generating records annual report 2014

Risk Management

The key principle of the Corporate Risk Management System of Rosatom State Corporation is the integration of current management processes, primarily, in strategic and medium-term planning, budgeting, and investment planning processes.

In 2014 the Concern continued improving the risk management system seeking further integration with all main processes and first of all with the strategic planning.

As a part of the indicated activity the list of risks was updated, the evaluation of aggregate impact of risks (including macroeconomic and geopolitical) on the main indicators of activity was carried out; owners of newly detected risks were determined, and the scheduled monitoring of risk management activities was conducted.

The most important risks from the point of view of achieving the Concern’s goals:

Production risk (risk of reducing generation volumes). The main risk factors are upsets and failures in equipment operation leading to unscheduled load reliefs, stops, and unscheduled repairs due to technical conditions of a power unit. In 2014 such risk did not affected the results of activities of the Concern. All cases of upsets and failures in equipment operation were investigated pursuant to the established procedure. Corrective and preventive measures were developed. They are aimed at removal of the root causes of upsets and prevention of their repetition. In particular, a set of activities on recovery of resource characteristics of the graphite stack of reactors with RBMK-type power units which is currently implemented permitted us to minimize the risk as well as to obtain additional generation in 2014. We do not foresee significant changes in the risk level in 2015. We intend to continue scheduled work on recovery of resource characteristics of the graphite stack of reactors with RBMK power units. Furthermore, in 2015 special attention will be paid to electrical equipment. An entire program system was developed in order to increase its reliability and prevent damages and defects.

Commodity risks (adverse change in prices for electrical power and capacity). Commodity risk depends exclusively on external factors. The adverse impact of the risk increased in 2014 versus 2013. The main factors were increase in total volume of offer using new (more efficient) heating stations and increase in generation of NPPs on the background of slower economic growth and, as a result, less energy consumption. In these conditions the Concern’s efforts were directed at reducing possible adverse consequences for commodity risk. According to the Ministry of Economic Development, in 2015 the growth rate of prices for natural gas will continue decreasing, and this, in its turn, will probably slow down the growth of electricity prices. The decrease in growth rate of electricity consumption may also have an adverse impact on the prices.

Smolensk NPP

Credit risk (increase in accounts receivable, including overdue). The main risk factors are the following: imperfection of ECWM rules to the extent of ensuring timely payment for supplied electricity and capacity; current financial and economic situation in Russia reflected in increase of short-term indebtedness of electricity buyers due to decrease in capacity to attract credits channeled to elimination of the cash gap. We managed to reduce the impact of the risk in 2014 comparing with 2013 thanks to participation in the entire complex of measures, such as implementation of financial guarantee system and work on improvement of payment discipline at ECWM. In 2015 the tools and mechanism of influence on non-payers will remain largely the same.

Risk of non-achievement of investment projects of NPP construction in the Russian Federation (increase in expenses and construction timelines). The risk impact is assessed as insignificant in the one year term. In order to minimize the risk in midand long-term, the Concern implements activities (mostly organizational) aimed at increasing efficiency of the current construction management system.

The most detailed information on electricity generation, sales markets, and prospects for construction of new NPPs is provided in Section 3 of the Annual Report – Main Performance Results.

Due to specifics of activity the Concern pays main attention to the risks of nuclear, radiation, technical, and fire safety, and physical protection of NPPs. The detailed information on NPP safety is provided in subsection 3.3 – Ensuring Safety of Russian NPPs. Radiation Effect on Personnel and Population.

In 2015 the Concern plans to continue its work aimed at further enhancement of the risk management system.

генерируем рекорды годовой отчет 2014

Управление рисками

Основной принцип Корпоративной системы управления рисками Госкорпорации «Росатом»: встроенность в существующие процессы управления, в первую очередь — стратегическое и среднесрочное планирование, бюджетирование и инвестиционное планирование.

В 2014 году продолжилось совершенствование системы управления рисками в Концерне в направлении большей интеграции со всеми основными процессами и в первую очередь с процессом стратегического планирования.

В рамках указанной деятельности актуализирован перечень рисков, проведена оценка совокупного влияния рисков (в том числе макроэкономических и геополитических) на основные показатели деятельности, определены владельцы вновь выявленных рисков, осуществлен запланированный мониторинг мероприятий по управлению рисками.

Риски, наиболее важные с точки зрения достижения целей Концерна:

Производственный риск (риск снижения объемов генерации). Основными факторами риска являются нарушения, отказы в работе оборудования, вызывающие неплановые разгрузки, остановы, неплановый ремонт по техническому состоянию энергоблока. В 2014 году реализация данного риска не оказала существенного влияния на итоговые показатели деятельности Концерна. Все случаи нарушений и отказов в работе оборудования расследованы в установленном порядке. Разработаны корректирующие и предупреждающие мероприятия, направленные на устранение коренных причин нарушений и исключение их повторяемости. В частности, в настоящий момент реализуется комплекс мероприятий по восстановлению ресурсных характеристик графитовой кладки реакторных установок с энергоблоками типа РБМК, позволивших в 2014 году не только минимизировать риск, но и получить дополнительную выработку. Существенного изменения уровня риска в 2015 году не прогнозируется. Предполагается продолжить плановые работы в рамках восстановления ресурсных характеристик графитовой кладки реакторных установок с энергоблоками РБМК. Кроме этого, в 2015 году особое внимание будет уделяться электротехническому оборудованию. Для повышения его надежности и исключения повреждений и дефектов разработан целый комплекс программ.

Товарный риск (риск изменения цен на электроэнергию и мощность). Товарный риск зависит исключительно от внешних факторов. Негативное влияние риска усилилось в 2014 году относительно 2013 года. Основными факторами являлись повышение общего объема предложения за счет новых (более эффективных) тепловых станций и увеличения выработки АЭС на фоне замедления темпов экономического роста и как следствие — потребления электроэнергии. В данных условиях усилия Концерна были направлены на снижение возможных негативных последствий товарного риска. По прогнозам Министерства экономического развития, в 2015 году ожидается продолжение снижения темпов роста цены природного газа, что в свою очередь, вероятно, замедлит рост цены на электроэнергию. Снижение темпов роста электропотребления также способно негативно повлиять на цены.

Смоленская АЭС

Кредитный риск (увеличение дебиторской задолженности, в том числе и просроченной). Основными факторами риска являются: несовершенство правил ОРЭМ в части обеспечения своевременной оплаты за поставленную электроэнергию и мощность; текущая финансово-экономическая ситуация в стране, которая выражается в росте краткосрочной задолженности покупателей электроэнергии из-за снижения возможностей привлечения кредитов, направляемых на ликвидацию «кассового разрыва». Влияние риска в 2014 году относительно 2013 года удалось снизить за счет участия в реализации целого ряда мероприятий, таких как внедрение системы финансовых гарантий и работ по оздоровлению платежной дисциплины на ОРЭМ. В 2015 году инструменты и механизмы воздействия на неплательщиков будут оставаться в основном теми же.

Риск недостижения целей инвестиционных проектов строительства АЭС в Российской Федерации (увеличение затрат и сроков строительства). На годовом горизонте влияние риска оценивается как несущественное. В целях минимизации риска в средне- и долгосрочной перспективе Концерн реализует мероприятия (преимущественно организационного характера), направленные на повышение эффективности существующей системы управления сооружением.

Наиболее полно информация о генерации электроэнергии, рынках сбыта и перспективах сооружения новых АЭС отражена в разделе 3 годового отчета «Результаты основной деятельности».

В силу специфики деятельности особое внимание Концерн уделяет рискам ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности, физической защиты АЭС. Детально с информацией о безопасности АЭС можно ознакомиться в подразделе 3.3 «Обеспечение безопасноти российских АЭС. Радиационное воздействие на персонал и население».

В 2015 году Концерн планирует продолжить работу, направленную на дальнейшее совершенствование системы управления рисками.