generating records annual report 2014

Intellectual Capital.1 Knowledge Preservation and Transfer. Innovations Management

WORKING WITH GRADUATES

In 2014, 415 graduates with higher education were hired by branches and organizations of the Concern’s management circuit. The share of supportive institutions of higher education of Rosatom State Corporation in the total amount of new hires has increased in 2014 comparing with 2013 by 3% and totaled 68% – 283 persons. Among them the share of MIFI National Nuclear Science Research Institute and branches in the 1. The term intellectual capital is described in the glossary (Appendix 16). total amount of new hires totaled 18% (74 persons) which is 6% more than in 2013.

The following main areas of preparation were especially important in 2014: heat power engineering and heat technology; electric power engineering and electric technology; nuclear power plants: design, operation, engineering, and nuclear reactors and materials. Comparing with 2013, in 2014 the need in specialists majored in the area of nuclear reactors and materials has increased, and the need in specialists majored in the area of nuclear physics and technologies has decreased. The need in specialists majored in all other areas remained at the same level.

Number of Graduates Employed in 2013 and 2014 by Institutions of Higher Education

- Hired in 2013

- Hired in 2014

Number of Employed Graduates in 2013 and 2014 by Areas of Preparation

- Hired in 2013

- Hired in 2014

By 2021 more than 3,000 graduates with higher education are to be employed by branches and organizations forming part of the Concern’s management circuit, and the share of Rosatom’s supportive institutions of higher education will comprise approximately 70% of this amount, which is the highest indicator in the entire industry.

KNOWLEDGE TRANSFERRING SYSTEM AND MENTORING

A mentoring system has been introduced at all NPPs. A mentor chosen from among highly skilled employees is assigned to every newly employed young specialist and trainee. Mentor helps the young specialist during their on-boarding period, transfers knowledge necessary for the specialist to carry out their work, and monitors performance of assigned tasks.

Veteran employees play an important role in knowledge transfer. Rosenergoatom Concern OJSC has an agreement with the interregional non-governmental organization of Concern’s veteran employees on veterans’ (pensioners’) social protection which provides, among other things, for transfer of expertise and knowledge to the young generation of employees and education of youth in the spirit of patriotism and continuation of the Concern’s glorious labor traditions.

INTELLECTUAL PROPERTY MANAGEMENT

In the Concern intellectual property (IP) management is aimed at creation, efficient use (including matters of commercialization), and protection of company’s IP.

The main objectives of IP management are as follows:

The main part of IP is created during performance of research and development work under contracts financed by the Concern itself. All research and development work initiated by the Concern has applied nature and aimed at resolving real current needs at NPPs and detecting long-term objectives of Concern’s production and research activity.

The main areas of the Concern’s research activities include modernization of NPP power unit design and construction processes, extension of service life of the main equipment through development and use of new materials and processes as well as development of new reactor units subject to unconditional safety at all stages of life cycle of NPPs.

The Concern’s intellectual property portfolio comprises exclusive rights to 319 items of intellectual property, including 162 invention patents and 60 utility model patents, 95 items of software for PC and databases, among them two items of software for PC have certificate issued by the Federal Service for Intellectual Property (Rospatent), and two trademarks. There was no activity on legal protection of intellectual property abroad.

In 2013-2014 the Concern was not involved in legal protection of know how.

2013 г.

2014 г.

Invention patents obtained

8

6

Utility model patents obtained

7

1

Certificates on trademark registration obtained

0

2

Applications for invention patents filed

5

3

Applications for utility models filed

3

(two patents for utility models obtained)

1

Applications for trademark registration filed

4

0

INNOVATION MANAGEMENT

Innovation development of Rosenergoatom Concern OJSC is an integral part of maintaining positions of technology leader of Rosatom State Corporation and one of the main areas of strategic development of the company.

The main areas of innovative development of Rosenergoatom Concern OJSC are the following:

Solving high-priority tasks of innovative development is aimed at achieving the following strategic goals:

1. Closure of nuclear fuel cycle at the power units with BN-1200 and VVER-TOI with mixed uranium plutonium fuel:

The work on achieving this goal is performed as a part of the program “New Technology Platform: Closed Nuclear Fuel Cycle and Fast Breeder Reactors”.

2. Increasing competitiveness of nuclear power industry through construction of VVER power units using new designs with enhanced performance indicators.

In 2014 the Concern acted as the owner of work to develop new nuclear energy technologies, while simultaneously solving the following tasks:

Based on “Rosatom State Corporation Long-Term Action Plan (2009–2015)” approved by Resolution of the Government of the Russian Federation No. 705 dated September 20, 2008, and local corporate regulations, the Concern prepares annual R&D action plans on an annual basis. The approved spending target is stated in the respective section of the Investment Program for the planning year.

In 2014, R & D financing totaled 3.5 bln rubles under the Concern’s Integrated Investment Program, including over 1 bln rubles for innovative designs with fast breeder reactors.

FAST BREEDER REACTORS

To date, the Russian nuclear industry has accumulated unique practical experience on creation of fast breeder reactors and their successful operation over a long term. They are expected to enable the transition of the nuclear power industry to a closed fuel cycle that will ensure more efficient use of uranium resources and a solution to environmental problems associated with handling spent nuclear fuel and radioactive waste. The technologies used in fast breeder reactors and the closed fuel cycle have great innovative potential, while the start and operation of power unit No. 4 at Beloyarsk NPP with a BN-800 reactor unit in 2015 is of special importance. Currently there are no similar foreign facilities (operating power units with fast breeder reactors with industrial capacity).

In 2014 R & D on substantiating the design of a power unit with the BN-1200 fast breeder reactor continued as a part of the Rosatom State Corporation Long-Term Activity Program (2009-2015). In 2014 the detailed design of the BN-1200 reactor core with MOX fuel and main developments on construction and process components of BN-1200 power unit were completed. Power unit process parameters, including in case of breaches in normal operation were reviewed.

For 2015 expert review of the prepared documents is scheduled, with subsequent adjustments to be made and preparation of technical assignments for design of BN-1200 power unit as a power unit No. 5 of Beloyarsk NPP.

FLOATING THERMAL NUCLEAR POWER PLANT (FTNPP)

In 2014 the Concern continued construction of the first (head) 70 MW floating thermal nuclear power plant (FTNPP) based on the floating power unit (FPU) equipped with two KLT-40S reactors. The FTNPP shall be stationed in Pevek, Chukotka Autonomous Okrug. The FTNPP is to be put into operation in 2019.

Under the FPU Further Construction Contract entered into between the Concern and Baltiysky Zavod – Sudostroenie LLC in 2012, the FPU hull, with a part of the superstructure with installed systems and equipment, was constructed as of December 31, 2014. The volume of constructed hull structures totaled 100%, with 78% completion of general onboard systems. Component manufacturing for systems supporting the nuclear power plant is in progress. The general engineering contractor Atomenergo CJSC completed design and survey work and finalized the preparation of design documents for the FTNPP onshore and hydraulic facilities. In 2014 the documents were submitted to Federal Autonomous Institution “State Expert Evaluation Department” (Glavgosekspertiza) to obtain their opinion.

In 2015-2016, it is planned to complete the installation and piping of steam-generating units on the floating power unit, approve design documentation with the Concern, and obtain a permission with Rosatom State Corporation for the construction of FTNPP onshore and hydraulic facilities, finalizing the assembly of FPU superstructure sections, storage facility equipment for SFA and solid RAW, and nuclear fuel loading facilities.

генерируем рекорды годовой отчет 2014

Интеллектуальный капитал.1 Сохранение и передача знаний. Управление инновациями

Работа с выпускниками вузов

За 2014 год в филиалы и организации, входящие в контур управления Концерна, принято 415 выпускников с высшим образованием. Доля опорных вузов Госкорпорации «Росатом» в общем наборе в 2014 году по сравнению с 2013 годом возросла на 3% и составила 68% — 283 человека. Из них доля НИЯУ МИФИ и филиалов в общем наборе составила 18% (74 человека), что на 6% больше, чем в 2013 году.

Основными направлениями подготовки в 2014 году стали: теплоэнергетика и теплотехника, электроэнергетика и электротехника, атомные станции: проектировние, эксплуатация, инжиниринг, ядерные реакторы и материалы. По сравнению с 2013 годом в 2014 году выросла потребность по направлению «Ядерные реакторы и материалы», уменьшилась по направлению «Ядерная физика и технологии». По остальным направлениям подготовки потребность осталась на том же уровне.

Количество принятых выпускников по вузам в 2013 и 2014 годах

- Количество трудоустроенных в 2013 году

- Количество трудоустроенных в 2014 году

Количество трудоустроенных выпускников в 2013 и 2014 годах по направлениям подготовки

- Количество трудоустроенных в 2013 году

- Количество трудоустроенных в 2014 году

До 2021 года в филиалы и организации, входящие в контур управления Концерна, планируется принять свыше 3000 выпускников с высшим образованием, причем доля опорных вузов «Росатома» составит около 70% набора, что является самым высоким показателем по отрасли в целом.

Система передачи знаний и наставничество

На всех АЭС внедрена система наставничества. Каждому вновь принятому молодому специалисту и практиканту назначается наставник из числа высококвалифицированных работников. Наставник помогает молодому специалисту пройти период адаптации, передает знания, необходимые для выполнения работы, контролирует выполнение поставленных задач.

Важную роль в процессе передачи знаний играют ветераны. В Концерне действует соглашение с Межрегиональной общественной организацией ветеранов Концерна по социальной защите ветеранов (пенсионеров), которое предусматривает в том числе передачу опыта и знаний молодому поколению работников, воспитание молодежи в духе патриотизма и продолжения славных трудовых традиций Концерна.

Управление интеллектуальной собственностью

Деятельность по управлению интеллектуальной собственностью (далее — ИС) в Концерне направлена на создание, эффективное использование (включая вопросы коммерциализации) и защиту ИС предприятия.

Основными задачами управления ИС являются:

Основная часть ИС создается при выполнении НИОКР по договорам, финансируемым за счет собственных средств Концерна. Все НИОКР, инициируемые Концерном, носят прикладной характер и направлены на решение реальных текущих потребностей АЭС и выявление перспективных задач производственной и научнотехнической деятельности Концерна.

Основными направлениями научно-технической деятельности Концерна являются модернизация технологий проектирования и сооружения энергоблоков АЭС, увеличение сроков службы основного оборудования за счет разработки и внедрения новых материалов и технологий, а также разработка новых реакторных установок при безусловном обеспечении безопасности на всех этапах жизненного цикла АЭС.

Портфель интеллектуальной собственности Концерна включает исключительные права на 319 объектов интеллектуальной собственности, в том числе 162 патента на изобретения, 60 патентов на полезные модели, 95 программ для ЭВМ и баз данных, из которых 2 программы для ЭВМ имеют свидетельства Роспатента, 2 товарных знака. Правовая охрана интеллектуальной собственности за рубежом не осуществлялась.

Правовая охрана секретов производства (ноу-хау) в Концерне в 2013 и 2014 годах не осуществлялась.

2013 г.

2014 г.

Получено патентов на изобретения

8

6

Получено патентов на полезные модели

7

1

Получено свидетельств о регистрации товарного знака

0

2

Подано заявок на получение патентов на изобретения

5

3

Подано заявок на получение патентов на полезные модели

3

(по двум получены патенты на полезные модели)

1

Подано заявок на регистрацию товарного знака

4

0

Управление инновациями

Инновационное развитие ОАО «Концерн Росэнергоатом» является неотъемлемым условием сохранения позиций технологического лидерства Госкорпорации «Росатом» и одним из основных направлений стратегического развития предприятия.

Основными направлениями инновационного развития ОАО «Концерн Росэнергоатом» являются:

Реализация первостепенных задач инновационного развития направлена на достижение следующих стратегических целей.

1. Реализация замыкания ядерного топливного цикла на базе энергоблоков с БН-1200 и ВВЭР — ТОИ со смешанным уран-плутониевым топливом:

Достижение указанной цели осуществляется в рамках программы «Новая технологическая платформа: замкнутый ядерный топливный цикл и реакторы на быстрых нейтронах».

2. Повышение конкурентоспособности атомной энергетики за счет сооружения энергоблоков технологии ВВЭР по новым проектам с улучшенными технико-экономическими показателями.

В 2014 году Концерн выступал заказчиком работ по разработке новых технологий в области атомной энергетики, одновременно решая следующие задачи:

На основе Программы деятельности Госкорпорации «Росатом» на долгосрочный период (2009–2015), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2008 года № 705, и собственных локальных нормативных актов в Концерне ежегодно формируются годовые планы мероприятий по выполнению НИОКР. Утвержденный объем финансовых средств включается в соответствующий раздел инвестиционной программы на планируемый год.

В 2014 году на финансирование НИОКР в рамках Сводной инвестиционной программы Концерна было направлено 3,5 млрд руб., в том числе по инновационным проектам с реакторами на быстрых нейтронах — около 1 млрд руб.

Реакторы на быстрых нейтронах

В российской атомной отрасли к настоящему времени накоплен уникальный практический опыт создания и длительной успешной эксплуатации реакторов на быстрых нейтронах. С ними связывается перспектива перехода атомной энергетики на замкнутый топливный цикл, обеспечивающий наиболее эффективное использование урановых ресурсов и решение экологических проблем обращения с ОЯТ и РАО. Технологии реакторов на быстрых нейтронах и замкнутого топливного цикла обладают большим инновационным потенциалом, в связи с чем особую важность приобретают пуск и эксплуатация энергоблока № 4 Белоярской АЭС с реакторной установкой БН-800 в 2015 году. При этом действующие зарубежные аналоги (действующие энергоблоки с реакторами на быстрых нейтронах промышленного уровня мощности) отсутствуют.

В 2014 году продолжались НИОКР в обоснование энергоблока с реактором на быстрых нейтронах БН-1200 в рамках Программы деятельности Госкорпорации «Росатом» на долгосрочный период (2009–2015 годы). В 2014 году закончены технический проект активной зоны реактора БН-1200 с МОКС-топливом и основные разработки по строительной и технологической компоновке энергоблока БН-1200. Рассмотрены технологические режимы энергоблока, в том числе при нарушениях нормальной эксплуатации.

В 2015 году предстоит провести экспертизу разработанной документации, внести вытекающие из этого корректировки и подготовить техническое задание на проектирование энергоблока БН-1200 в качестве энергоблока № 5 Белоярской АЭС.

Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС)

В 2014 году Концерн продолжил сооружение первой (головной) плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) мощностью 70 МВт на базе плавучего энергоблока (ПЭБ) с двумя реакторными установками КЛТ-40С. Местом базирования ПАТЭС выбран г. Певек Чукотского АО. Ввод ПАТЭС в эксплуатацию планируется в 2019 году.

В рамках договора на достройку ПЭБ, заключенного Концерном с ООО «Балтийский завод — Судостроение» в 2012 году, по состоянию на 31 декабря 2014 года сформирован корпус ПЭБ с частью надстройки с установленными системами и оборудованием. Общий объем сформированных корпусных конструкций составляет 100%, готовность общесудовых систем — 78%. Продолжается изготовление узлов для систем, обслуживающих ядерную энергетическую установку. Генеральным проектировщиком — ЗАО «Атомэнерго» — выполнены проектно-изыскательские работы и завершена разработка проектной документации береговых и гидротехнических сооружений ПАТЭС. В 2014 году направлены документы в ФАУ «Главгосэкспертиза» для получения заключения.

На 2015–2016 годы запланированы работы по монтажу и обвязке парогенерирующих блоков на плавучем энергоблоке, утверждение проектной документации в Концерне и получение разрешения в ГК «Росатом» на сооружение береговых и гидротехнических сооружений ПАТЭС, завершение монтажа секций надстройки ПЭБ, оборудования хранилищ ОТВС и твердых РАО, а также загрузка ядерного топлива.