generating records annual report 2014

International Activities

In accordance with the general strategy of the Concern its international activity is mainly aimed at safety and reliability of operation of NPPs built abroad under Russian designs as well as at extension of service life of equipment. In collaboration with leading international organizations and companies we work on a bilateral basis seeking to share our experiences. We also hold conferences, subject-oriented workshops, and mutual on-the-job trainings.

Rosenergoatom Concern OJSC is one of the main participants of the integrated offer of Rosatom State Corporation in the international markets of NPP construction. One of the strategic initiatives of the Electric Energy Division is development of the line “NPP Service” which goals consist in increase in volume of services during life cycle of NPPs and increase in presence in the foreign market of nuclear industry services.

The line “NPP Service” is coordinated by the Concern and organizations of the Division which have necessary competences and reference experience in implementation of projects abroad at all stages of NPP life cycle.

The main increase in revenues is caused by successful implementation of the following projects:

We continued working on the contract on radiation treatment of cobalt. The revenue from sales of Co-60 to a foreign customer in 2014 totaled 228.5 mln rubles.

In the reporting year the Concern was actively involved in increasing foreign order portfolio on new products for ten years which totaled 34,111.56 mln rubles thus exceeding the target indicator by 3,5 times.

OBJECTIVES FOR 2015 AND MEDIUM TERM

In the mid-term the Concern will continue working on developing new markets and increasing its portfolio as a part of fulfillment of the program of Rosatom State Corporation on construction and putting into operation of NPP abroad in 2014-2019 while implementing projects in Turkey, Jordan, Belarus, Bangladesh, Vietnam, Iran and China, as well as on business development of electricity sales in the foreign markets.

In 2015-2019 we plan to increase our share in the market of operating NPPs from 2 to 17% by developing the following areas:

OBJECTIVES FOR 2015 IN AREA OF REACTOR ISOTOPES PRODUCTION:

Taking into account the available experience on chemical cleanup of equipment of NPPs with VVER reactors the Concern plans to prepare an integrated offer for chemical cleanup of steam generators at foreign NPPs. In the long-term the Concern will extend its presence in the area of services to external customers using new products, such as decommissioning and engineering services in traditional power industry.

The product portfolio of the Electric Energy Division for Foreign Market in 2014

Nuclear infrastructure

Provision of Technical Supervisor’s services

Personnel preparation

Putting into operation

Operation

Service (modernization, SLE, maintenance and repairs, and supply of spare parts, tools and accessories)

ASUTP simulators and elements

Decommissioning

DEVELOPMENT OF ELECTRICITY SALES IN FOREIGN MARKETS

Following resolution of Rosatom State Corporation, the Concern jointly with AtomEnergoSbyt JSC were determined as the sole responsible entities within Rosatom State Corporation for development of electricity sales abroad to end consumers. As a part of development of the international business a relevant competency is being created in AtomEnergoSbyt JSC, and this area of business will be among priority areas in 2015. Strategic goal of this area consists in entering into priority sales markets of the countries in the Central and Eastern Europe and Turkey pursuing the following goals: building up an integrated portfolio for hedging pricing risks of NPPs abroad under management of Rosatom, seeking a possibility to obtain additional margin in more profitable markets, and opening new markets for the corporation in general. Mid-term objectives: Development of export-oriented Baltic NPP, conclusion of long-term contracts on power supply with foreign consumers, entering into transactions, partnerships, mergers, and acquisitions with foreign energy companies.

A visit of foreign experts to Novovoronezh NPP as part of Atomexpo International Forum

SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION

INTERNATIONAL ATOMIC ENERGY AGENCY (IAEA)

In 2014, as supported by Rosatom State Corporation, the Concern continued its active involvement in international activities under the aegis of the IAEA.

OSART MISSION PROGRAM (OPERATIONAL SAFETY REVIEW TEAM)

THE OSART MISSION IS AN INDEPENDENT EXAMINATION OF NPP OPERATION SAFETY CONDUCTED BY THE IAEA UPON REQUEST OF INDIVIDUAL STATES. UPON COMPLETION OF THE EXAMINATION THE RECEIVING PARTY OBTAINS THE EVALUATION OF OPERATING SAFETY OF THE STATION IN TERMS OF IAEA SAFETY STANDARDS AND WRITTEN RECOMMENDATIONS AND SUGGESTIONS AS TO THE AREAS OF IMPROVEMENT WITH A VIEW TO ACHIEVE THE CONFORMANCE WITH THESE SAFETY STANDARDS.

In 2014 the Concern participated in preparation and presentation of the National Report of the Russian Federation at the 6th Meeting on Reviewing the Convention on Nuclear Safety.

As a part of the long-term program of OSART missions the OSART mission was conducted at Kola NPP (November 10-27, 2014). The results were one of the best OSART ever seen. An extra-budgetary project of IAEA on consulting support of Kola and Novovoronezh NPPs on operation safety was completed.

In 2014 under the aegis of IAEA two international reviews of Russian NPP projects were completed:

  1. The project VVER-TOI was reviewed to check the consistency with the IAEA standards on safety (results: 99% IAEA requirements were evaluated as satisfied or partially satisfied in the project).
  2. 2. The materials of the Environmental Impact Statement (EIS) of Baltic NPP (project NPP- 2006) were reviewed to check their consistency with the requirements of IAEA and the Expo Convention in terms of ensuring radiation safety of people and environment (general conclusion: the EIS materials are consistent with these requirements).

In 2014 the Project Offi ce on Nuclear Infrastructure (PONI) was created in the Concern’s structure. Its main area of activity is implementation of the project “Assistance in Creation or Enhancement of National Infrastructures of Nuclear Power Industry in the Countries Building or Planning to Build Nuclear Facilities under Russian Designs”, including training of foreign specialists on all elements of nuclear infrastructure according to IAEA classification, organization of work of joint working groups with partner countries, such as Bangladesh, Belarus, Vietnam, and others, preparation and carrying out international events, participation in IAEA activity in nuclear infrastructure.

Competitive process among candidate contractors for preparation of teaching materials on all elements of nuclear infrastructure for training representatives of partner countries was held. Currently the matter of creation of basic permanent training courses aimed at preparation of representative of newly joined countries in all elements of nuclear infrastructure and practical aspects of self-evaluation of national infrastructure using the IAEA methodology is being reviewed together with IAEA Secretariat. The work start is scheduled for March-April 2015.

WANO1

The Concern is the largest WANO member organization in the Moscow Center (MC). In 2014 the Concern pursued the following design objectives: pilot operation of the Regional Crisis Center for NPPs with VVER Reactors based on the Crisis Center of Rosenergoatom Concern OJSC, activity of WANO’s representatives at Russian NPPs.

In 2014 the Concern’s top management participated in the Global Board of Governors in the Tokyo Regional Center, two Boards of Governors of WANO MC, the International Conference of Technical Managers of Operators and Chief Engineers of NPPs, and International Conference of Repairs Personnel.

Six peer audits were conducted by WANO at Russian NPPs. The Concern’s headquarters hosted the event on transfer of best practices to the management of Armenia NPP on the subject “Mid- and Long-Term Planning of Operator’s Activity”. The Concern’s headquarters held two technical support missions on the following subjects: “Goals and Methods for Self-Evaluation of NPP Safety Assurance System and Self-Evaluation Efficiency” and “Creation and Development of Commitment to Safety Culture at the Operator’s Level”. We continue working on post-Fukushima projects and initiatives.

ÉLECTRICITÉ DE FRANCE (FRANCE)

In 2014 cooperation of the Concern and the French energy company Électricité de France (EDF) celebrated the 20th anniversary. On September 16, 1994 the Concern and EDF signed the Memorandum on Cooperation in the Area of Enhancement of Safety and Reliability of Russian NPPs”. Today the cooperation is based on the agreement between the Concern and EDF dated April 4, 2011 and provides for cooperation in a number of areas, including the following: operation, engineering, and operation support, designs of new NPPs, fast breeding reactors (since 2014), personnel training, inspections and control, procurement activity, nuclear risks and insurance (since 2013), and general organization and development.

Signing of the contract with EDF for Kozloduy NPP operation period extension

The cooperation program provides for workshops and work meetings, participation of company experts in crisis emergency drills, inspections of NPPs in Russia and France, and scientific and technical conferences and symposiums. The cooperation is focused on the following areas: operation, engineering, and operation support, designs of new NPPs, fast breeding reactors, personnel training, inspections and control, procurement activity, civil responsibility for nuclear damage and insurance, and general organization and development.

It was decided to separate the areas of decommissioning, waste treatment, and research and development from the other areas starting from 2015. Following review of EDF practices the Concern adjusts work plans, amends regulating and governing documents, and compares and adjusts approaches to task solving.

In 2012 the agreement on the Concern’s admission to the International Materials Aging Institute (MAI) operating under EDF. Participation in work of MAI will assist the Concern in its tasks on service life extension of Russian NPPs. In 2014 the Concern and MAI started joint work on the project “Evaluation of Integrity of Reactor’s Vessel” with participation of Kurchatov Institute Research Center. We plan to start working on the following new projects in 2015: “Deformation of Elements of Reactor In-Vessels Components” with participation of Gidropress Development Design Bureau JSC and Water and Chemical Mode of the Primary System with participation of VNIIAES JSC.

IBERDROLA (SPAIN)

Cooperation between the Concern and Iberdrola is implemented according to annually approved programs. As a part of Program for 2014, workshops and working meetings on the matters of technology and best practice in repair of FAs with leaking fuel pins at the inspectorate’s stands, on the matters of quality assurance during operation of NPP power units, and on the matters of decommissioning and construction of new power units. Specialists of the Spanish company took part in the international conference on heating machinery equipment, integrated emergency drills at Kola NPP, in the international scientific and technical conference MNTK-2014, and in the Atomexpo-2014 forum. The Concern’s representatives took part in the 40th annual conference of the Spanish Nuclear Society (ENS-2014) with a report “Innovative Development Projects of Nuclear Industry in Russia”.

The Iberdrola’s best practices on the use of modules during construction was recognized one of the promising areas for cooperation in 2015 at the meeting of the Coordination Committee on Cooperation held in the town of Sosnovy Bor: organization of module design using the information model can be applied to designs of VVER-TOI; as well as the best practice in the area of preparation to decommissioning.

Key activities in 2014

International Scientific and Technical Conference “Safety, Efficiency, and Economics of Nuclear Power Industry” (MNTK-2014) (attended by 51 foreign representatives).

The 6th meeting of contracting parties on review of the Convention on Nuclear Safety (participation in preparation and presentation of the National Report of the Russian Federation and in work of a group of countries).

OSART mission at Kola NPP.

Coordination Committee with Électricité de France in commemoration of the 20th anniversary of cooperation.

Workshop with Électricité de France on measures to improve safety in connection with the accident and Fukushima Daiichi.

Participation in the 40th annual conference of the Spanish Nuclear Society (ENS-2014) with a report “Innovative Development Projects of Nuclear Industry in Russia.”

Comprehensive emergency drills at Kola NPPs (attended by 24 foreign observers).

Peer audits of WANO’s Moscow Center at Leningrad and Kalinin NPPs.

Follow-up peer audits of WANO’s Moscow Center at Kola and Beloyarsk NPPs.

Pre-start peer audits of WANO’s Moscow Center at Beloyarsk and Rostov NPPs.

COOPERATION WITH NORDIC COUNTRIES

In 2014 Leningrad and Kola NPPs continued their cooperation with Nordic countries – Norway, Finland, and Sweden. The agreements among REA and SSM (Sweden), STUK (Finland), and IPE/NRPA (Norway) regulate mutually beneficial international cooperation in different areas: emergency preparedness, decommissioning, and RAW handling and disposal.

  • 1. canada

    Export of isotope materials (cobalt-60)

  • 2. Finland

    Control over NPP nuclear fuel manufacturing quality

  • 3. belarus

    Evaluation of conformance of equipment of Belarus NPP, technical supervision, and start-up operations.

  • 4. czech republic

    Control over NPP nuclear fuel manufacturing quality

  • 5. slovakia

    Technical and consulting work during completion of construction of power units Nos. 3 and 4 of Mochovce NPP

  • 6. Hungary

    Nuclear fuel manufacturing quality control, supply of spare parts, tools and accessories to Paks NPP.

  • 7. ukraine

    Contract on supply of equipment and spare parts, toolsand accessories

  • 8. bulgaria

    Nuclear fuel manufacturing quality control, substantiation of service life extension of power unit No. 5 of Kozloduy NPP up to 60 years.

  • 9. turkey

    Preparation of section of the "Report on Akkuyu NPP Site Parameters" and support during approval of the reporting documents by the Turkish Agency on Nuclear Power, completion of work on the terms of reference for development of design documentation for Akkuyu NPP (power units Nos. 1, 2, 3, and 4)

  • 10. Armenia

    Performance of work and provision of supplies and services for extension of service life of power unit No. 2 of Armenia NPP.

  • 11. iran

    Engineering services and technical support of operation, preventive repairs, modernization of CSs of power unit No. 1 of Bushehr and NPP power units under construction.

  • 12. china

    Engineering and consulting services on support of the operation of the Chinese Experimental Fast Reactor (CEFR), engineering services and technical support of operation of power units of Tyanvan NPP, supply of equipment and spare parts, tools and accessories for power units Nos. 1 and 2 of Tyanvan NPP.

генерируем рекорды годовой отчет 2014

Международная деятельность

В соответствии с общей стратегией Концерна его международная деятельность в первую очередь направлена на безопасность и надежность эксплуатации АЭС, построенных за рубежом по российским проектам, а также на продление срока эксплуатации оборудования. В партнерстве с ведущими международными организациями и компаниями на двусторонней основе проходят мероприятия, имеющие целью взаимное обогащение опытом, кроме того, проводятся конференции, тематические семинары, организуются взаимные стажировки.

ОАО «Концерн Росэнергоатом» является одним из основных участников интегрированного предложения Госкорпорации «Росатом» на международных рынках сооружения АЭС. Одной из стратегических инициатив Дивизиона «Электроэнергетический» является развитие направления «Сервис АЭС», целями которого являются увеличение объема услуг на жизненном цикле АЭС и наращивание присутствия на зарубежном рынке услуг атомной отрасли.

Направление «Сервис АЭС» координируется Концерном и организациями Дивизиона, обладающими необходимыми компетенциями и референтным опытом реализации проектов за рубежом на всех стадиях жизненного цикла АЭС.

Основной прирост выручки обеспечен за счет успешной реализации следующих проектов:

Продолжались работы в рамках контракта по облучению кобальта. Выручка от продаж Со-60 зарубежному заказчику в 2014 году составила 228,5 млн руб.

В отчетном году Концерн вел активную работу по наращиванию портфеля зарубежных заказов по новым продуктам на десятилетний период. Портфель составил 34 111,56 млн руб., что в 3,5 раза превышает целевой показатель.

Задачи на 2015 год и среднесрочную перспективу

В среднесрочной перспективе Концерн продолжит деятельность по освоению новых рынков и наращиванию портфеля в рамках выполнения программы Госкорпорации «Рос­атом» по сооружению и вводу в эксплуатацию АЭС за рубежом в период с 2014 по 2019 год при реализации проектов в Турции, Иордании, Белоруссии, Бангладеш, Вьетнаме, Иране и Китае, а также по развитию бизнеса продаж электроэнергии на зарубежных рынках.

В 2015-2019 годах планируется увеличение доли на рынке действующих АЭС с 2 до 17% за счет развития следующих направлений:

ЗАДАЧАМИ НА 2015 ГОД В ОБЛАСТИ НАРАБОТКИ РЕАКТОРНЫХ ИЗОТОПОВ ЯВЛЯЮТСЯ:

С учетом имеющегося опыта химической отмывки оборудования АЭС с реакторами ВВЭР предполагается сформировать комплексное предложение Концерна по оказанию услуг по выполнению работ по химической отмывке парогенераторов на зарубежных АЭС. В долгосрочной перспективе Концерн будет расширять присутствие в сегменте оказания услуг внешним заказчикам за счет новых продуктов, таких как вывод из эксплуатации и инжиниринговые услуги в традиционной энергетике.

Продуктовый портфель Дивизиона «электроэнергетический» для зарубежного рынка на 2014 год

Ядерная инфраструктура

Оказание услуг Технического Заказчика

Подготовка персонала

Ввод в эксплуатацию

Эксплуатация

Сервис (модернизация, ПСЭ, ТОиР, поставка ЗИП)

Тренажеры
и элементы АСУТП

Вывод
из эксплутатации

Развитие бизнеса продаж электроэнергии на зарубежных рынках

Решением Госкорпорации «Росатом» Концерн совместно с АО «АтомЭнергоСбыт» определены единственными ответственными субъектами в контуре Госкорпорации «Росатом» по развитию бизнеса продаж электрической энергии за рубежом конечным потребителям. В рамках развития международного бизнеса в АО «АтомЭнергоСбыт» создается соответствующая компетенция, в 2015 году данное направление деятельности определяется в качестве одного из приоритетных. Стратегическая цель данного направления - выход на приоритетные рынки сбыта стран Центральной и Восточной Европы, а также Турции в целях: построения интегрированного портфеля для хеджирования ценовых рисков АЭС за рубежом под управлением «Рос­атома», возможности получения дополнительной маржи на более доходных рынках, открытия новых рынков для корпорации в целом. Среднесрочные задачи: развитие проекта экспортоориентированной Балтийской АЭС, заключение долгосрочных контрактов на поставку электроэнергии с зарубежными потребителями, совершение сделок, партнерств, слияний и поглощений в отношении зарубежных энергетических компаний.

Визит делегации иностранных специалистов на Нововоронежскую АЭС в рамках международного форума «Атомэкспо»

Научно-техническое сотрудничество

МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНТСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ (МАГАТЭ)

В 2014 году Концерн при поддержке Госкорпорации «Росатом» продолжил активно участвовать в международной деятельности, осуществляемой под эгидой МАГАТЭ.

ПРОГРАММА МИССИЙ ОСАРТ (OPERATIONAL SAFETY REVIEW TEAM)

МИССИЯ OSART - НЕЗАВИСИМОЕ РАССМОТРЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АЭС, КОТОРУЮ ПРОВОДИТ МАГАТЭ ПО ЗАПРОСУ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ. ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРИНИМАЮЩАЯ СТОРОНА ПОЛУЧАЕТ ОЦЕНКУ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТАНЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ МАГАТЭ И ПИСЬМЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕХ ОБЛАСТЯХ, ГДЕ СЛЕДУЕТ УЛУЧШИТЬ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ЭТИМ СТАНДАРТАМ.

В 2014 году Концерн принимал участие в подготовке и презентации Национального доклада РФ на 6-м Совещании по рассмотрению Конвенции о ядерной безопасности.

В рамках долгосрочной программы миссий ОСАРТ проведена миссия ОСАРТ на Кольской АЭС (10-27 ноября 2014 года) с результатами в числе лучших за всю историю ОСАРТ, завершен соответствующий внебюджетный проект МАГАТЭ по оказанию консультативной поддержки Кольской и Нововоронежской АЭС по вопросам эксплуатационной безопасности.

В 2014 году под эгидой МАГАТЭ завершено два международных рассмотрения российских проектов АЭС:

  1. 1. Проект ВВЭР-ТОИ прошел рассмотрение на соответствие требованиям норм МАГАТЭ по безопасности (результаты: 99% требований МАГАТЭ оценены как учтенные либо частично учтенные в проекте).
  2. 2. Материалы Отчета о воздействии на окружающую среду (ОВОС) Балтийской АЭС (проект АЭС-2006) рассматривались на соответствие требованиям МАГАТЭ и Конвенции Эспо в части обеспечения радиационной защиты населения и окружающей среды (общий вывод: материалы ОВОС соответствуют этим требованиям).

В структуре Концерна в 2014 году создан Проектный офис по ядерной инфраструктуре (ПОЯИ), основным направлением деятельности которого является реализация проекта «Оказание содействия в создании или совершенствовании национальных инфраструктур атомной энергетики стран, сооружающих или планирующих сооружение объектов использования атомной энергии по российским проек­там», в том числе подготовка зарубежных специалистов по всем элементам ядерной инфраструктуры согласно классификации МАГАТЭ, организация работы совместных рабочих групп со странами-партнерами, среди которых Бангладеш, Беларусь, Вьетнам и др., подготовка и проведение международных мероприятий, участие в деятельности МАГАТЭ по вопросам развития ЯИ.

Проведен конкурс исполнителей договора на подготовку учебных материалов по всем элементам ЯИ для обучения представителей стран-партнеров. С Секретариатом МАГАТЭ прорабатывается вопрос о создании базовых постоянно действующих учебных курсов для подготовки представителей стран-новичков по всем элементам ЯИ и практике проведения самооценки национальных инфраструктур по методологии МАГАТЭ. Начало работ заплани­ровано на март-апрель 2015 года.

ВАО АЭС1

Концерн является крупнейшей организацией-­членом ВАО АЭС в Московском центре (МЦ). В 2014 году Концерн осуществлял следующие задачи проектного характера: базовая эксплуа­тация Регионального кризисного центра для АЭС с реакторами ВВЭР на базе Кризисного центра Концерна, деятельность представителей ВАО АЭС на площадках российских АЭС.

В 2014 году высшее руководство Концерна приняло участие во Всемирном совете управляющих в Токийском региональном центре, двух Советах управляющих и двух Советах директоров ВАО АЭС-МЦ, Международной конференции технических руководителей эксплуа­тирующих организаций и главных инженеров АЭС, Международной конференции ремонтного персонала.

На российских АЭС проведено 6 партнерских проверок ВАО АЭС. В центральном аппарате Концерна организована передача опыта руководству Армянской АЭС по теме «Средне- и долгосрочное планирование деятельности эксплуатирующей организации». В центральном аппарате Концерна проведены две миссии технической поддержки по темам: «Цели и методы самооценки системы обеспечения безопасности АЭС, эффективность самооценки» и «Формирование и развитие приверженности культуре безопасности на уровне эксплуатирующей организации». Продолжается работа по постфукусимским проектам и инициативам.

«ЭЛЕКТРИСИТЕ ДЕ ФРАНС» (ФРАНЦИЯ)

В 2014 году исполнилось 20 лет сотрудничеству Концерна и французской энергетической компании «Электрисите де Франс» (ЭДФ). 16 сентября 1994 года между концерном и ЭДФ был подписан «Протокол о сотрудничестве в области повышения безопасности и надежности российских АЭС». Сегодня сотрудничество осуществляется на основании соглашения между Концерном и ЭДФ от 4 апреля 2011 года и предусматривает сотрудничество по разным направлениям, в том числе: эксплуатация, инжиниринг и поддержка эксплуатации, проекты новых АЭС, реакторы на быстрых нейтронах (с 2014 года), подготовка персонала, инспекции и контроль, закупочная деятельность, ядерные риски и страхование (с 2013 года), общая организация и развитие.

Подписание контракта с ЭДФ по вопросу продления срока эксплуатации АЭС «Козлодуй»

Программа сотрудничества предусматривает проведение семинаров и рабочих совещаний, участие экспертов компаний в кризисных противоаварийных учениях, в инспекциях АЭС в России и Франции, научно-технических конференциях и симпозиумах. Сотрудничество ведется по следующим направлениям: эксп­луатация, инжиниринг и поддержка эксплуатации, проекты новых АЭС, реакторы на быстрых нейтронах, подготовка персонала, инспекции и контроль, закупочная деятельность, гражданская ответственность за ядерный ущерб и страхование, общая организация и развитие.

Принято решение выделить с 2015 года в отдельные направления вывод из эксплуатации и обращение с отходами, а также исследования и разработки. По результатам изучения опыта ЭДФ в Концерне корректируются планы работ, вносятся изменения в регламентирую­щие и руководящие документы, сверяются и корректируются подходы к решению задач.

В 2012 году подписано соглашение о вступлении Концерна в Институт старения материалов (MAI), функционирующий под эгидой ЭДФ. Участие в работе MAI поможет в решении стоящих перед Концерном задач по продлению срока эксплуатации российских АЭС. В 2014 году была начата совместная с Институтом MAI работа по проекту «Оценка целостности корпуса реактора» при участии с российской стороны НИЦ «Курчатовский Институт». С 2015 года планируется начать работы по новым проектам: «Формоизменение элементов внутрикорпусных устройств реактора» при участии с российской стороны АО ОКБ «Гидропресс» и «Водно-химический режим первого контура» - при участии АО «ВНИИАЭС».

«ИБЕРДРОЛА» (ИСПАНИЯ)

Сотрудничество Концерна и компании «Ибердрола» реализуется по ежегодно утверждаемым программам. В рамках Программы 2014 года были проведены семинары и рабочие встречи по вопросам технологии и опыта работ по ремонту ТВС с негерметичными твэлами на стендах инспекции, по вопросам обеспечения качества при эксплуатации энергоблоков АЭС, по вопросам вывода из эксплуатации и строительства новых блоков. Специалисты испанской компании приняли участие в международной конференции по тепломеханическому оборудованию, комплексных противоаварийных учениях на Кольской АЭС, в международной научно-­технической конференции МНТК-2014, форуме «Атомэкспо-2014». Представители Концерна участвовали в 40-й ежегодной конференции Ядерного общества Испании (ENS-2014) с докладом «Инновационные проекты развития атомной энергетики в России».

На заседании Координационного комитета по сотрудничеству, состоявшемся в г. Сосновый Бор, одним из перспективных направлений взаимодействия в 2015 году признан учет опыта компании «Ибердрола» по применению модульности при сооружении: организация проектирования модулей с использованием информационной модели применительно к проектам ВВЭР-ТОИ и по вопросам подготовки к выводу из эксплуатации.

Ключевые мероприятия в 2014 году

Международная научно-техническая конференция «Безопасность, эффективность и экономика атомной энергетики» (МНТК-2014) (с участием 51 иностранного представителя).

6-е совещание договаривающихся сторон по рассмотрению Конвенции о ядерной безопасности (участие в подготовке и презентации Нацио­нального доклада РФ и в работе группы стран).

Миссия ОСАРТ на Кольской АЭС.

Координационный комитет с компанией «Электрисите де Франс», посвященный 20-летию сотрудничества.

Семинар с ЭДФ по реализации мероприятий по повышению безопасности в связи с аварией на АЭС «Фукусима-Дайичи».

Участие в 40-й ежегодной конференции Ядерного общества Испании (ENS-2014) с докладом «Инновационные проекты развития атомной энергетики в России».

Комплексные противоаварийные учения на Кольской АЭС (с участием 24 иностранных наблюдателей).

Партнерские проверки МЦ ВАО АЭС на Ленинградской АЭС и Калининской АЭС.

Повторные партнерские проверки МЦ ВАО АЭС на Кольской АЭС и Белоярской АЭС.

Предпусковые парт­нерские проверки МЦ ВАО АЭС на Белоярской АЭС и Ростовской АЭС.

Сотрудничество с северными странами

В 2014 году продолжалось сотрудничество Ленинградской и Кольской АЭС с северными странами: Норвегией, Финляндией и Швецией. Существующие между РЭА и SSМ (Швеция), STUK (Финляндия) и IPE/NRPA (Норвегия) соглашения регламентируют взаимовыгодное международное сотрудничество в различных областях: противоаварийная готовность, вывод из эксплуатации, обращение с РАО и их утилизация.

Карта международной деятельности

  • 1. канада

    Экспорт изотопных материалов (кобальт - 60)

  • 2. Финляндия

    Контроль качества изготовления ядерного топлива для АЭС

  • 3. Белоруссия

    Оценка соответствия оборудования Белорусской АЭС, техническое руководство, проведение пусконаладочных работ

  • 4. Чехия

    Контроль качества изготовления ядерного топлива для АЭС

  • 5. Словакия

    Проведение технических и консультационных работ в ходе достройки 3-го и 4-го блоков АЭС "Моховце"

  • 6. Венгрия

    Контроль качества изготовления ядерного топлива, поставка ЗИП на АЭС "Пакш"

  • 7. Украина

    Договор поставки ЗИП

  • 8. Болгария

    Контроль качества изготовления ядерного топлива, обоснование продления срока эксплуатации блока №5 АЭС "Козлодуй" до 60 лет

  • 9. Турция

    Разработка разделов
    «Отчета по параметрам площадки АЭС „Аккую“»
    и сопровождение согласования отчетной документации в Турецком агентстве по атомной энергии, доработка техзадания на разработку проектной документации АЭС «Аккую» (энергоблоки №№1,2,3,4)

  • 10. Армения

    Выполнение работ, поставок и услуг для продления срока эксплуатации энергоблока № 2 Армянской АЭС

  • 11. Иран

    Инжиниринговые услуги и техническая поддержка эксплуатации, проведение ППР, модернизация ПМТ энергоблока № 1 АЭС «Бушер» и строящихся энергоблоков АЭС

  • 12. Китай

    Инженерно-консультационные услугипо сопровождению эксплуатации Китайского экспериментального быстрого реактора (CEFR), инжиниринговые услуги и техническое сопровождение эксплуатации энергоблоков Тяньваньской АЭС, поставка оборудования и ЗИП для энергоблоков №№ 1 и 2 Тяньваньской АЭС