generating records annual report 2014

Natural Capital. Environmental Impact

Ecological safety, environmental protection, and rational use of natural resources in the areas of industrial activities constitute strategically important objectives for the Concern. The purpose of the Concern’s environmental policy is to provide the level of NPP safety when the impact on the environment, personnel, and population would be minimal, thus conserving natural systems and supporting their integrity and life-supporting functions.

The Concern pursues a comprehensive approach to managing environmental impact which includes complete accountability to Rosatom State Corporation and transparency of all indicators of environmental activity.

The Concern’s environmental activity principles and obligations regarding ecological safety and environmental protection are specified in the Environmental Policy available at: http://www.rosenergoatom.ru/ environment_safety/environment/

THE MAIN SIGNIFICANT WORK PERFORMED BY CONCERN AS A PART
OF ITS ENVIRONMENTAL POLICY IN 2014

Rostov NPP: capital repairs of filtration field No. 1 of waste treatment facilities in the radiation free area; waste treatment facilities for storm water drainage of power units Nos. 3 and 4 were put into operation; algol treatment of heat sink and dam area of the Tsimliansk water basis in order to suppress biological interference (preventing water bloom)

Balakovo NPP: certain measures were taken to maintain (recover) design characteristics of the Kristall oily water treatment facility and biological treatment station in order to reduce adverse impact on the environment by treating and reducing pollutants in discharging water

ATMOSPHERIC EMISSIONS

Priority areas in environmental protection activity

Discharges into waters

Production waste recovery

NPP Ecological Services

Ecological control and Safety Evaluation

Making Efficient Decisions

Minimization
of environmental
impact of NP

IN 2014, 1,514 T OF POLLUTANTS WERE EMITTED INTO ATMOSPHERE, WHICH IS 35.5% OF THE AMOUNT PERMITTED IN THE REPORTING YEAR (4,290 T). THE VOLUME OF POLLUTANT EMISSIONS RESULTED FROM FUEL COMBUSTION IN BOILERS AND EMERGENCY DIESEL GENERATORS ON THE BOOKS OF NPPS TOTALED 948 T WHICH IS 62.6% OF GROSS EMISSION OF POLLUTANTS. THE VOLUME OF SOLID POLLUTANTS EMITTED IN 2014 TOTALED 63 T, GASEOUS AND LIQUID POLLUTANTS – 1,451 T. GAS CLEANING AND DUST-CAPTURING UNITS RECEIVED 190 T OF POLLUTANTS, OUT OF WHICH 182 T WERE CAPTURED AND DECONTAMINATED (CAPTURE EFFICIENCY IS APPROXIMATELY 96%). OVER MANY YEARS THE SHARE OF NPPS IN THE VOLUME OF POLLUTANTS EMITTED INTO ATMOSPHERE BY ALL ENTERPRISES OF THE RUSSIAN FEDERATION IS BELOW 0.01%.

MAIN INDICATORS OF ENVIRONMENTAL IMPACT

ATMOSPHERIC EMISSIONS OF POLLUTANTS

Notwithstanding the minimum values of indicators for pollutant emissions, nuclear power plants strive to reduce harmful impact on atmosphere: we improve technology used for increasing efficiency of fuel consumption, use fuel oil of a better quality (with less sulfur content), improve technologies used in painting, put into operation efficient gas cleaning and dust-capturing units.

Emissions of NO X, SOX and Other Significant Pollutants into Atmosphere, Indicating their Type and Mass, t *

- Sulfur dioxide

- Carbon oxides

- Nitrogen oxides (in NO2 equivalent) )

- Hydrocarbons
(excl. volatile organic compounds))

- Volatile organic compounds

- Other gaseous and liquid

*Excluding solid pollutants.

** Incl. 201.0 of methane.

*** Incl. 230.3 of methane.

Volume of Pollutant Emissions into Atmosphere
by Nuclear Power Plants in 2012-2014, tons

- Actual emissions

- Standard

Emission of Ozone-Destroying Substances (ODS) in 2012-2014

Name of ODS

ODS emitted, t

2012

2013

2014

CFC-12

0,142

0,204

0,163

Total, incl. ODP (metric, t)

0,142 х 1=0,142

0,204 х 1=0,204

0,163 х 1=0,163

HCFC-22

1,832

1,259

6,943

Total, incl. ODP (metric, t)

1,832х0,055=
0,101

0,259х0,055=
0,069

6,943х0,055=
0,382

CFC-12 — dichlorodifluoromethane (ozone depletion potential (ODP) = 1.0)

HCFC-22 — difluorochloromethane (ODP = 0.055)

Use of Water by Sources, mln m3

- Potable water from natural water sources

- Potable water from water supply utility systems

- Fresh process water from natural bodies of water

- Sea water

DISCHARGE OF POLLUTANTS INTO WATERS

Water sources used by nuclear power plants do not belong to protected areas. It is worth noting that the Concern’s NPPs have no effect on wetlands included in the Ramsar List (http://www.ramsar.org/).

In 2014, NPP wastewater disposal was within the limits of water balance and the amount of generated power and totaled 93.6% of the volume of water used. It is a good indicator of water use and complies with the limits established by environmental authorities.

At all NPPs waste waters of household sewage and storm water drainage were treated before their discharge into surface waters. Control over content of pollutants entering surface water with waste waters from NPPs was effected in accordance with duly agreed and approved rules.

Waste waters discharged in 2014 totaled 6,076 mln m3, and the share of polluted waste waters totaled approximately 0.09%. It is a good indicator compared to other enterprises of the Russian Federation.

6,063 mln m3 of partially clean waste waters and 6.3 mln m3 of waste waters treated to standard quality were discharged in water bodies in 2014, including:

The discharge volumes of polluted waste waters are steadily reduced thanks to consistent modernization and reconstruction of waste water treatment facilities at NPPs.

HANDLING PRODUCTION AND CONSUMPTION WASTE

As far as handling production and consumption waste (hereinafter, waste) is concerned, NPPs effect their environmental protection activities in accordance with legislation of the Russian Federation in the area of environmental protection and based on the license and approved draft standards for waste generation and limits on waste emplacement.

The main volume (95.1%) of waste generated in 2014 consists of class 4 waste (low hazardous waste) and class 5 waste (virtually non-hazardous waste) – 15,406 t and 17,043 t, accordingly. The increase in generation of class 2 waste is due to scheduled replacement of lead accumulators at Balakovo, Kola, and Novovoronezh NPPs.

Total Volume of Multiusable and Reusable Water, mln m3

- In recycled water systems

- In reused water systems

- Consumption in recycled water systems/total water extraction

- Consumption in reused watersystems/total water extraction

Production and Consumption Waste by Classes, t

Production and Consumption Waste by Classes, t

2012

2013

2014

Class 1

52

59

56

Class 2

123

57

256

Class 3

1 586

2 311

1 369

Class 4

11 900

13 544

15 406

Class 5

26 503

19 994

17 043

Waste hazard class

Existed at the beginning of 2014

Generated in 2014

Used

Decontaminated

Handed over to other enterprises

Emplaced at
own facilities in 2014

Existed
at the end
of 2014

Total

Among them

Total

Among them on sites:

for use

for decontamination

for storage

for dumping

storage

dumping

1

2

3

4

5=6+7+
8+9

6

7

8

9

10

11

12

13=1+2-
3-4-5-12

I

7,1

56,4

0

3,6

52,5

0,7

51,8

0

0

0,6

0,6

0

7,4

II

23,2

256,3

0

0

262,0

260,2

1,8

0

0

1,5

1,5

0

17,5

III

155,0

1 369,2

0,3

0

1337,8

844,4

322,6

20,0

150,8

38,5

5,5

33,0

153,1

IV

14 833,8

15 405,6

800,5

0

12 171,5

57,0

1 184,1

27,8

10 902,6

3 199,9

1 942,2

1 257,7

16 009,7

V

1 166,3

17042,7

83,1

0

16 705,1

9 438,5

1 211,0

0

6 055,6

717,7

264,5

453,2

967,6

Environmental Costs Incurred, mln rubles
Current (Operating) Environmental Costs, mln rubles Payment for Environmental Services, mln ruble

- For ensuring environmental radiation safety

- Collection and treatment of waste waters

- Waste handling

- Protection of atmospheric air and prevention of climate change

- Protection and rehabilitation of lands, surface and ground waters

- Other areas of activity in the environmental protection sphere

- For preservation of biodiversity and protection of natural areas

- Research activities aimed at reducing adverse human-induced impact on the environment

- Protection of environment against noise, vibration, and other types of physical impact

The volume of waste generated at NPPs at the beginning of 2014 was 16,185 t, at the end of the year – 17,155 t. Following waste handling activities at NPPs, in 2014 3.6 t of class 1 waste (extremely hazardous) was decontaminated, 884 t of classes 3, 4, and 5 waste (moderately hazardous, low hazardous, and virtually non-hazardous) was reused; 30,529 t of waste was handed over to other enterprises; and 1,744 t of waste of classes 3, 4, and 5 was dumped at own facilities.

All production and consumption waste is emplaced at specially equipped sites, in special storages, and their disposal is controlled by NPP ecological services.

ENVIRONMENTAL COSTS

Environmental costs incurred by NPP include expenses for protection and rational use of water resources (including payments to other enterprises for acceptance and treatment of waste waters), atmospheric air, environmental protection from adverse impact of production and consumption waste (including payment under contracts on transfer of waste to specialized organizations) and remediation of violated and contaminated lands.

In 2014, fi nes for breach of statutory requirements in the area of production and consumption waste handling were levied on Leningrad NPP and totaled 140,000 rubles.

Applicable legislation provides for a fee for adverse environmental impact as a form of partial compensation for damage caused to the environment by a natural resource user.

ENVIRONMENTAL RISK MANAGEMENT

In 2014, comprehensive research in evaluation of radiation and chemical risks for human health in local communities situated close to NPP locations were carried out in the Sverdlovsk and Voronezh Oblast where Beloyarsk and Novovoronezh NPPs, accordingly, are located and where it was decided to construct new units. The results of these risk evaluations were taken into account in preparation of the Concern’s environmental policy and development of the Concern’s environmental management system (EMS).

NPP radiation impact on environment through its actual emissions and discharges of radioactive substances into atmospheric air and bodies of water is significantly below allowable values and does not exceed the minimum significant dose equal to 10 mSv per year. With such volume of emission of radionuclides to environment the radiation risk for population is guaranteed to be unconditionally acceptable (less than 10-6). It permits us to consider the actual level of emissions and discharges of NPPs as optimized.

Fee for Adverse Impact on the Environment, thousand rubles

Name

Actually paid during the year

2012

2013

2014

Fee for allowable and excessive emissions (discharges) of
pollutants (emplacement of production and consumption waste)

9 691

11 064

15 705*

Funds (charges) and fines recovered in compensation for damage
caused by breach of environmental legislation

222,6

0

140

* The growth is generally caused by increase in fee for emplacement of production and consumption waste.

ECOLOGICAL ACCEPTABILITY

The Concern has developed program activities in key areas, including environmental, along with corporate standards which reflect short-term goals and comply with the Concern’s strategic concept on EMS improvement.

ENVIRONMENTAL AUDIT AND EMS CERTIFICATION

Improvement of EMS and its certification on conformance with international standard ISO 14001 is an efficient way for the Concern to confirm its commitment to ideas of environmental protection and an opportunity to increase its competitiveness and to enhance interaction with stakeholders and general public.

In 2014, inspection and/or recertification audits of certified EMS were conducted at the Concern’s headquarters and operating NPPs.

Key Results of 2014
1

The following Concern’s standards were updated and put into operation: “Water Use at Nuclear Power Plants. Classification of Cooling Water Supply Systems”, “Manual for Environmental Management System”, “Procedure for Internal Audit of the Environmental Management System”.

2

Inspection and/or recertification audits of certified environmental management systems of Concern’s headquarters and operating NPPs were organized and conducted to ensure conformance with international standard ISO 14001:2004. Validity of environmental certificates was confirmed.

3

Favorable opinions of the state environmental expertise were obtained based on justification materials to the licenses for operation of the following power units at 104% capacity vs nominal: No. 1 of Balakovo NPP, No. 2 and 3 of Kalinin NPP.

4

The activities stipulated in the “Comprehensive Plan for Implementation of the Environmental Policy of Rosatom State Corporation for 2012 and until 2015” and scheduled for 2014 were performed to the extent referring to Rosenergoatom Concern OJSC and its branches – operating NPPs.

генерируем рекорды годовой отчет 2014

Природный капитал. Воздействие на окружающую среду

Экологическая безопасность, охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в районах промышленной деятельности — стратегически важные задачи для Концерна. Целью экологической политики Концерна является обеспечение такого уровня безопасности АЭС, при котором минимизируется воздействие на окружающую среду, персонал и население, что позволяет сохранять природные системы и поддерживать их целостность и жизнеобеспечивающие функции.

В Концерне реализован комплексный подход к управлению воздействием на окружающую среду, включающий полную подотчетность Госкорпорации «Росатом» и открытость всех показателей природоохранной деятельности.

Принципы природоохранной деятельности и обязательства Концерна в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды изложены в Экологической политике, доступной на сайте http://www.rosenergoatom.ru/environment_safety/ environment/

основные значимые работы 2014 года,
выполненные концерном в рамках реализации экологической политики

На Ростовской АЭС проведен капитальный ремонт поля фильтрации №1 очистных сооружений зоны «свободного» режима; введены в эксплуатацию очистные сооружения дождевой канализации энергоблоков №№3, 4; проведена альголизация водоема-охладителя и приплотинного участка Цимлянского водохранилища с целью подавления биологических помех — предотвращения «цветения» водных объектов.

На Балаковской АЭС в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду за счет очистки и уменьшения примесей сбрасываемой воды проведены мероприятия по поддержанию (восстановлению) проектных характеристик установки очистки замазученных стоков «Кристалл» и станции биологической очистки.

выбросы в атмосферный воздух

Приоритетные направления по охране окружающей среды

Сбросы в водные объекты

Утилизация отходов производства

Экологические службы АЭС

Экологический контроль и оценка безопасности

Выработка эффективных решений

Минимизация воздействия АЭС
на окружающую среду

В 2014 ГОДУ ВЫБРОШЕНО В АТМОСФЕРУ 1 514 Т ЗВ, ЧТО СОСТАВИЛО 35,3% ОТ РАЗРЕШЕННОГО В ОТЧЕТНОМ ГОДУ (4 290 Т). ОБЪЕМ ВЫБРОСОВ ЗВ ОТ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА В КОТЕЛЬНЫХ И РЕЗЕРВНЫХ ДИЗЕЛЬ ГЕНЕРАТОРАХ, НАХОДЯЩИХСЯ НА БАЛАНСЕ АЭС, СОСТАВИЛ 948 Т, ИЛИ 62,6% ОТ ВАЛОВОГО ВЫБРОСА ЗВ. ОБЪЕМ ВЫБРОСОВ ТВЕРДЫХ ЗВ В 2014 ГОДУ СОСТАВИЛ 63 Т, ГАЗООБРАЗНЫХ И ЖИДКИХ — 1 451 Т. НА ГАЗООЧИСТНЫЕ И ПЫЛЕУЛАВЛИВАЮЩИЕ УСТАНОВКИ ПОСТУПИЛО 190 Т ЗВ, ИЗ НИХ УЛОВЛЕНО И ОБЕЗВРЕЖЕНО 182 Т (ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЛАВЛИВАНИЯ ОКОЛО 96%). ДОЛЯ АЭС В ОБЪЕМЕ ЗВ, ВЫБРАСЫВАЕМЫХ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ВСЕМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УЖЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ЛЕТ СОСТАВЛЯЕТ МЕНЕЕ 0,01%.

основные показатели экологического воздействия

ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

Несмотря на минимальные значения показателей выбросов загрязняющих веществ, атомные станции стремятся к снижению вредного воздействия на атмосферу: совершенствуется технология в области повышения КПД сжигания топлива, используется мазут лучшего качества (с меньшим содержанием серы); совершенствуются технологии покрасочных работ; вводятся в эксплуатацию эффективные газоочистные и пылеулавливающие установки.

Выбросы в атмосферу NOX, SOX и других значимых ЗВ с указанием типа и массы, т *

- Диоксид серы

- Оксид углерода

- Оксиды азота (в пересчете
на NO 2)

- Углеводороды (без летучих
органических соединений)

- Летучие органические
соединения

- Прочие газообразные
и жидкие

*Без учета твердых загрязняющих веществ.

** В том числе 201,0 т метана.

*** В том числе 201,0 т метана.

Объем выбросов ЗВ в атмосферу атомными
станциями в 2012–2014 годах

- Фактически выброшено

- Норматив

Выбросы озоноразрушающих веществ (оРВ) в 2012–2014 годах

Наименование ОРВ

Выброшено ОРВ, т

2012

2013

2014

ХФУ-12

0,142

0,204

0,163

Итого с учетом ОРП (метрические, т)

0,142 х 1=0,142

0,204 х 1=0,204

0,163 х 1=0,163

ГХФУ-22

1,832

1,259

6,943

Итого с учетом ОРП (метрические, т)

1,832х0,055=
0,101

0,259х0,055=
0,069

6,943х0,055=
0,382

ХФУ-12 — дифтордихлорметан (озоноразрушающий потенциал (ОРП) = 1,0);

ГХФУ-22 — дифторхлорметан (ОРП = 0,055).

Использование воды с разбивкой по источникам, млн 3

- Питьевая вода из природных водных источников

- Питьевая вода из систем водоснабжения коммунального назначения

- Техническая пресная вода из природных водных объектов

- Морская вода

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

Водные источники атомных станций к охраняемым территориям не относятся. Стоит отметить, что АЭС Концерна не оказывают воздействия на водно-болотные угодья, включенные в Рамсарский список http://www.ramsar.org/.

В 2014 году водоотведение АЭС соответство вало водобалансу, количеству выработанной электроэнергии и составило 93,6% объема использованной воды, что является хорошим показателем использования водных ресурсов и соответствует утвержденным в природоох ранных органах лимитам.

На всех АЭС сточные воды хозяйственнобытовой и промливневой канализации перед сбросом в поверхностные водные объекты проходили очистку. Контроль содержания ЗВ, поступающих в поверхностные водные объекты со сточными водами АЭС, проводился в соответствии с согласованными и утвержденными в установленном порядке регламентами.

Всего в 2014 году отведено 6 076 млн м3 сточных вод, а доля загрязненных сточных вод составила около 0,09%, что является хорошим показателем по сравнению с другими предприятиями Российской Федерации.

В водные объекты в 2014 году отведено 6 063,6 млн м3 нормативно-чистых сточных вод, 6,3 млн м3 нормативно-очищенных сточ ных вод, в том числе:

Объемы сбросов загрязненных сточных вод постепенно сокращаются, что обусловлено планомерной реализацией на АЭС мероприятий по модернизации и реконструкции систем очистки сточных вод.

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Деятельность АЭС по охране окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления (далее — отходы) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и на основании лицензии, а также утвержденных проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Основную массу (95,1%) образовавшихся в 2014 году отходов составляют отходы 4-го класса (малоопасные) и 5-го класса (практически неопасные) — 15 406 т и 17 043 т соответственно. Увеличение образования отходов 2-го класса опасности связано с плановой заменой свинцовых аккумуляторов на Балаковской, Кольской и Нововоронежской АЭС.

Общий объем многократно и повторно используемой воды, млн м 3

- В системах оборотного водоснабжения

- В системах повторного водоснабжения

- Расход в системах оборотного водоснабжения / общий забор воды

- Расход в системах повторного водоснабжения / общий забор воды

Отходы производства и потребления в разбивке по классам, т

Показатели

2012

2013

2014

1-й класс

52

59

56

2-й класс

123

57

256

3-й класс

1 586

2 311

1 369

4-й класс

11 900

13 544

15 406

5-й класс

26 503

19 994

17 043

Класс опасности отходов

Наличие на начало

2014 г.

Образовалось за 2014 г.

Использовано

Обез­врежено

Передано другим предприятиям

Размещено на собственных
объектах в 2014 г.

Наличие
на конец 2014 г.

Всего

Из них:

Всего

Из них в местах:

для

использования

для

обезвреживания

для

хранения

для захоронения

хранения

захоронения

1

2

3

4

5=6+7+
8+9

6

7

8

9

10

11

12

13=1+2-
3-4-5-12

1-й класс

7,1

56,4

0

3,6

52,5

0,7

51,8

0

0

0,6

0,6

0

7,4

2-й класс

23,2

256,3

0

0

262,0

260,2

1,8

0

0

1,5

1,5

0

17,5

3-й класс

155,0

1 369,2

0,3

0

1337,8

844,4

322,6

20,0

150,8

38,5

5,5

33,0

153,1

4-й класс

14 833,8

15 405,6

800,5

0

12 171,5

57,0

1 184,1

27,8

10 902,6

3 199,9

1 942,2

1 257,7

16 009,7

5-й класс

1 166,3

17042,7

83,1

0

16 705,1

9 438,5

1 211,0

0

6 055,6

717,7

264,5

453,2

967,6

Затраты на охрану окружающей среды, млн руб
Текущие (эксплуатационные) затраты АЭС на охрану окружающей среды, млн руб. Оплата услуг природоохранного назначения, млн руб.

- На обеспечение радиационной безопасности окружающей среды

- На сбор и очистку сточных вод

- На обращение с отходами

- На охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата

- На защиту и реабилитацию земель, поверхностных и подземных вод

- На другие направления деятельности в сфере охраны окружающей среды

- На сохранение биоразнообразия и охрану природных территорий

- На научно-исследовательскую деятельность и разработки по снижению негативных антропогенных воздействий на окружающую среду

- На защиту окружающей среды от шумового, вибрационного и других видов физического воздействия

Количество отходов, накопленных на АЭС на начало 2014 года, — 16 185 т, на конец года — 17 155 т. В результате деятельности по обращению с отходами АЭС в 2014 году обезврежено 3,6 т отходов 1-го класса опасности (чрезвычайно опасные); использовано 884 т отходов 3-5-го классов опасности (умеренно опасные, малоопасные и практически неопасные); передано другим предприятиям 30 529 т; захоронено на собственных объектах 1 744 т отходов 3-5-го классов опасности.

Все отходы производства и потребления размещаются на оборудованных площадках, в специальных хранилищах, и их утилизация контролируется экологическими службами АЭС.

Затраты на охрану окружающей среды

Затраты АЭС на охрану окружающей среды формируются из затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов (включая выплаты другим предприятиям за прием и очистку сточных вод), атмосферного воздуха, на охрану окружающей среды от негативного воздействия отходов производства и потребления (включая оплату договоров на передачу отходов специализированным организациям) и на рекультивацию нарушенных и загрязненных земель.

Штрафные санкции за нарушение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в 2014 году были применены к Ленинградской АЭС и составили 140 тыс. руб.

В соответствии с действующим законодательством предусматривается плата за негативное воздействие на окружающую среду как форма частичной компенсации ущерба, наносимого природопользователем окружающей среде.

Управление экологическими рисками

В 2014 году комплексные исследования по оценке радиационных и химических рисков для здоровья населения в регионах расположения АЭС были проведены для Свердловской и Воронежской областей, где расположены соответ ственно Белоярская и Нововоронежская АЭС, в отношении которых принято решение о строительстве новых блоков. Результаты этих оценок риска учитывались при выработке экологической политики Концерна и при развитии системы экологического менеджмента (СЭМ) Концерна.

Радиационное воздействие АЭС на окружающую среду за счет фактических выбросов и сбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и в водные объекты значительно ниже допустимых значений и не превышает минимально значимой дозы, равной 10 мкЗв в год. При таком поступлении радионуклидов в окружающую среду радиационный риск для населения является гарантированно безусловно приемлемым (менее 10-6), что позволяет считать фактические выбросы и сбросы АЭС оптимизированными.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, тыс. руб

Наименование

Фактически выплачено за год

2012

2013

2014

Плата за допустимые и сверхнормативные выбросы (сбросы)
загрязняющих веществ (размещение отходов производства и потребления)

9 691

11 064

15 705*

Средства (иски) и штрафы, взысканные в возмещение
ущерба, причиненного нарушением природоохранного
законодательства

222,6

0

140↑

* Рост в основном обусловлен увеличением платы за размещение отходов производства и потребления.

Экологическая приемлемость

В Концерне разработаны программные мероприятия по ключевым направлениям деятельности, в том числе по охране окружающей среды, и корпоративные стандарты, которые отражают цели на ближайшую перспективу и соответствуют стратегической концепции Концерна по совершенствованию СЭМ.

Экологический аудит и сертификация сэм

Совершенствование СЭМ и ее сертификация на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001 для Концерна является эффективным способом подтверждения своей приверженности идеям охраны окружающей среды, а также возможностью повысить свою конкурентоспособность и улучшить взаимодействие с заинтересованными сторонами и общественностью.

В 2014 году были проведены инспекционные и/или ресертификационные аудиты серти фицированных СЭМ центрального аппарата Концерна и действующих АЭС.

Ключевые результаты 2014 года
1

Актуализированы и введены в действие стандарты Концерна: «Водопользование на атомных станциях. Классификация охлаждающих систем водоснабжения», «Руководство по системе экологического менеджмента», «Порядок проведения внутреннего аудита системы экологического менеджмента».

2

Организованы и проведены инспекционные и/ или ресертификационные аудиты сертифицированных систем экологического менеджмента централь ного аппарата Концерна и действующих АЭС на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001:2004. Действие экологических сертификатов подтверждено.

3

Получены положительные заключения государственной экологической экспертизы по материалам обоснований лицензий на эксплуатацию энергоблоков на мощности 104% от номинальной: № 1 Балаковской АЭС; №№ 2, 3 Калининской АЭС.

4

Выполнены мероприятия 2014 года «Комплексного плана реализации Экологической политики Госкорпорации «Росатом» на 2012 год и на период до 2015 года» в части, касающейся ОАО «Концерн Росэнергоатом» и его филиалов — действующих АЭС.