генерируем рекорды годовой отчет 2014

Обеспечение безопасности российских АЭС. Радиационное воздействие на персонал и население

Обеспечение безопасности российских АЭС на протяжении всего жизненного цикла — высший приоритет Концерна как эксплуатирующей организации. Концерн задает новые стандарты безопасности в мире.

Безопасность российских АЭС: итоги проверок Советом Федерации РФ

Специальная рабочая группа была создана в начале 2014 года Комитетом Совета Федерации по экономической политике по поручению Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентины Матвиенко для изучения вопросов о состоянии безопасности на действующих атомных станциях России.

Члены рабочей группы изучили материалы, представленные предприятиями атомной отрасли, и посетили АЭС Концерна с различными типами реакторов: Нововоронежскую АЭС (ВВЭР-1000), Ленинградскую АЭС (РБМК-1000) и Белоярскую АЭС (БН-600).

Обеспечение безопасности АЭС

В результате проверок Советом Федерации сделаны следующие выводы:

Строгое соблюдение всех международных и внутренних нормативных требований к обеспечению безопасности.
Ростехнадзор Концерн получил лицензии на право эксплуатации всех энергоблоков АЭС. Все энергоблоки эксплуатируются в соответствии с условиями действия лицензий. В 2014 году отсутствовали случаи приостановки действия лицензий на эксплуатацию энергоблоков из-за несоблюдения условий действия лицензий.
Страховые компании Концерном осуществлено 100%-ное страхование всех видов гражданской ответственности, в соответствии с требованиями полученных лицензий.
Органы государственного регулирования безопасности Работники Концерна, деятельность которых связана с обеспечением безопасности при использовании атомной энергии, в установленном порядке прошли проверку знаний требований по безопасности и практических навыков работы и получили разрешение на право ведения соответствующих работ.

В настоящее время все эксплуатируемые в России АЭС соответствуют российским и международным нормам. Все российские проекты в сфере АЭС соответствуют «постфукусимским нормам».

В 2014 году АЭС России работали безопасно и надежно при безусловном соблюдении требуемого уровня безопасности.

В 2014 году Концерном зафиксировано:

Во всех случаях, требующих останова и разгрузки реакторов, готовность систем безопасности была полной и обеспечивала безопасный перевод реакторов в подкритическое состояние или на требуемый уровень мощности.

Отклонения на действующих энергоблоках АЭС, несчастные случаи, неплановые автоматические остановы реактора, пожары (возгорания)
AC Отклонения Неплановые автоматические
остановы реактора из
критического состояния
Несчастные
случаи
(кол-во)
Пожары/загорания
(кол-во)
2013 г. 2014 г. 2013 г. 2014 г. 2014/2013 г. 2014/2013 г.
Бал 3 3 1 0 0 0 0 0
Бел 2 1 0 0 1 0 0/1 0
Бил 2 0 1 0 0 0 1/0 0
Клн 5 5 1 3 1 0 0 0
Кол 6 4 2 1 0 0 0 0
Кур 7 9 1 1 0 0 1/0 0
Лен 8 4 2 2 0 0 0 0
Нво 1 3 0 0 0 0 0 0
Рос 4 4 0 1 0 0 0 0
Смо 4 4 2 1 0 0 0 0
Итого 42 37 10 9 2 0 1/1 0

Отклонения в работе АЭС России за период 2008-2014гг. по шкале INES

Динамика неплановых автоматических остановок реактора из критического состояния за период с 2009 по 2014 год накопленным итогом по месяцам

Контроль обеспечения безопасности АЭС

Контроль обеспечения безопасности АЭС

Генеральный директор ОАО «Концерн «Росэнергоатом»
  • Первый заместитель Генерального директора
  • Заместитель Генерального директора – директор по производству и эксплуатации АЭС
  • Главные инженеры действующих АЭС
  • Подразделения производственного контроля
  • Заместитель Генерального директора – Генеральный инспектор
    Заместитель Генерального директора – директор филиала «Управление сооружением объектов»
  • Главные инспекторы действующих и строящихся АЭС
    Главные инженеры дирекции строящихся АЭС
  • Подразделения инспекционного контроля АЭС
    Подразделения технического надзора за качеством сооружения АЭС

Повышение безопасности и устойчивости АЭС к экстремальным внешним воздействиям

В связи с событиями в Японии, приведшими к аварии на АЭС «Фукусима», Концерном разработан и выполнен анализ сценариев возможного развития аварий на российских АЭС с определением мероприятий для смягчения последствий и снижения воздействия на население и окружающую среду в случае тяжелой запроектной аварии («План работ по повышению безопасности действующих АЭС» и «Мероприятия для снижения последствий запроектных аварий на АЭС»).

Мероприятия по повышению устойчивости атомных станций к природным и техногенным воздействиям выполняются в три этапа:

  1. Краткосрочные (оперативные) мероприятия 2011–2012 годы. Направлены на снижение техногенных рисков. На все АЭС осуществлена поставка дополнительной передвижной противоаварийной техники. Выполнены.
  2. Среднесрочные мероприятия, 2012–2014 годы. Направлены на обеспечение живучести АЭС. Подготовка проектно-сметной документации, проведение расчетов, анализов и обоснований, поставка дополнительного оборудования и материалов по проектным спецификациям. Выполнены.
  3. Долгосрочные мероприятия 2012–2021 годы. Реализация и внедрение на АЭС дополнительных проектных решений, корректировка противоаварийной документации. Реализуются.

Ежегодно в Концерне выполняется актуализация мероприятий по результатам их реализации в течение предыдущего периода.

Мероприятия по повышению устойчивости к экстремальным внешним воздействиям для строящихся, находящихся на этапе ввода в эксплуатацию и проектируемых АЭС по объему и содержанию аналогичны мероприятиям для эксплуатируемых АЭС. К ним относятся:

Выполнение мероприятий на действующих и строящихся АЭС позволяет повысить устойчивость АЭС к природным и техногенным воздействиям, включая:

Ежегодно на одной из атомных станций Концерна проводятся комплексные противоаварийные учения (КПУ), в ходе которых выполняется отработка совместных действий персонала АЭС и подразделений МЧС с опробованием всей имеющейся на АЭС противоаварийной мобильной техники.

В 2014 году комплексные противоаварийные учения были проведены на Кольской АЭС. В ходе КПУ-2014 было продемонстрировано, что количества и возможностей имеющейся мобильной техники достаточно для того, чтобы в случаях любых природных и техногенных аномалий поддерживать энергоблок в стабильном и устойчивом состоянии необходимое количество времени.

Комплексные противоаварийные учения на АЭС

Пожарная безопасность

В 2014 году Концерном реализованы мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, а именно:

Уровень выполнения противопожарных мероприятий по устранению предписаний органов государственного пожарного надзора составляет 100%.

В целях обеспечения и повышения пожарной безопасности АЭС МЧС России в 2014 году выделена дополнительная численность объектовых подразделений федеральной противопожарной службы по охране АЭС на организацию пожарной охраны, осуществлена поставка пожарной техники, в том числе 19 пожарных автомобилей и 2 учебно-тренировочных комплексов.

Промышленная безопасность

Концерн уделяет большое внимание обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО) АЭС.

В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ ОПО зарегистрированы в ведомственном (отраслевом) разделе государственного реестра опасных производственных объектов. По состоянию на 31.12.2014 в ведомственном (отраслевом) разделе государственного реестра опасных производственных объектов перерегистрировано 89 ОПО, которые застрахованы в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

В соответствии с требованиями нормативных документов для опасных производственных объектов I и II классов опасности разработаны декларации промышленной безопасности. Работники Концерна, связанные с эксплуатацией ОПО, проходят подготовку и аттестацию по вопросам промышленной безопасности в соответствующих комиссиях Ростехнадзора и АЭС. Для предупреждения промышленных аварий и инцидентов, планирования и реализации приоритетных и перспективных мер, направленных на повышение уровня промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также на обеспечение готовности персонала Концерна к локализации и ликвидации последствий аварий и инцидентов на ОПО, в Концерне реализована система управления промышленной безопасностью.

В 2014 году промышленных аварий на опасных производственных объектах, эксплуатируемых ОАО «Концерн Росэнергоатом», не зарегистрировано.

Физическая защита

Обеспечение физической защиты, в том числе антитеррористической устойчивости атомных станций, с функционированием на всех этапах жизненного цикла как ядерно опасных объектов, сохранность государственной, служебной и коммерческой тайн, обеспечение экономической безопасности предприятия при соблюдении законности и корпоративных интересов Концерна является одной из важнейших задач эксплуатирующей организации.

В состав важных элементов системы физической защиты входят организационные мероприятия, действия сил охраны и комплексы инженерно-технических средств физической защиты. Одной из девяти подсистем является система контроля и управления доступом (СКУД). Это автоматизированная аналитическая система, которая имеет возможность удостоверения личности физических лиц, транспортных средств при проходе (проезде) в охраняемые зоны (и обратно) по различным физическим идентификационным признакам, ограничение количества лиц, имеющих доступ в помещение, здания и охраняемые зоны, автоматическую постановку-снятие с охраны помещений, контроль времени и места прохода (проезда), а также сроков нахождения на объекте подконтрольных абонентов.

Одна из задач СКУД — обеспечение невозможности проноса (провоза) на территорию АЭС оружия, взрывчатых, наркотических, радиационных веществ (материалов), а также иных запрещенных предметов. С этой целью на АЭС внедряются (в том числе путем модернизации) современные инспекционно-досмотровые комплексы, позволяющие автоматизировать и ускорить процесс доступа на объект абонентов системы при их тщательном досмотре и идентификации. Технические характеристики СКУД позволяют подразделениям, осуществляющим охрану АЭС, обеспечивать своевременное выявление, блокирование и задержание нарушителей, надежный контроль доступа персонала и посетителей, а также транспортных средств на территорию и охраняемые зоны объекта.

Противоаварийное планирование и аварийная готовность

Для планирования, обеспечения готовности и реализации мероприятий по защите персонала и территорий атомных станций от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Концерне создана и функционирует система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (СЧСК).

Структурно СЧСК Концерна является подсистемой Отраслевой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Госкорпорации «Росатом» (ОСЧС), и ее функционирование осуществляется во взаимодействии с региональными и муниципальными подсистемами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), на территории которых расположены атомные станции.

Особенность функционирования системы аварийного реагирования Концерна состоит в четко отлаженном механизме аварийного взаимодействия. Для локализации и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций на каждой АЭС созданы соответствующие силы, созданы централизованные резервы финансовых и материальных средств. После аварии на АЭС «Фукусима» все атомные станции дополнительно оснащены передвижными аварийными установками, созданы новейшие системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Готовность систем связи и оповещения к выполнению задач по предназначению обеспечивается (круглосуточно) дежурной сменой Кризисного центра и дежурно-диспетчерскими службами (дежурными) действующих АЭС. Важное место в системе аварийного реагирования отводится группе оказания экстренной помощи атомным станциям (ОПАС), координационным органам (комиссиям по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности) на действующих АЭС. Группа (ОПАС) при угрозе и возникновении ЧС тесно взаимодействует с центрами технической поддержки (ЦТП), созданными на базе организаций, являющихся генеральными проектировщиками, главными конструкторами, научными руководителями, а также ведущими институтами России, занимающихся вопросами атомной энергетики. В настоящее время функционирует 14 ЦТП. В каждом ЦТП ведется круглосуточное дежурство, а также организовано взаимодействие с Кризисным центром Концерна.

В 2014 году регулярно проводились противоаварийные тренировки Кризисного центра, атомных станций и ЦТП по отработке координации и взаимодействия при «условных» тяжелых авариях. Проведены проверки готовности Кольской и Ленинградской АЭС к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Данные АЭС подтвердили готовность к выполнению задач в области ГО и ЧС.

В 2014 году функционировал Региональный кризисный центр (РКЦ), созданный на базе Кризисного центра (КЦ) Концерна на основе рекомендации Постфукусимской комиссии и решений семинара ВАО АЭС (Московский центр) по выполнению требований «Регламента информационного обмена между участниками РКЦ, АЭС с РУ ВВЭР Московского центра ВАО АЭС». Аварийные центры российских АЭС осуществляют взаимодействие с РКЦ в том же объеме, как и с КЦ, при этом существует дополнительная возможность запроса поддержки от других зарубежных стран — участниц РКЦ.

Система предупреждения и ликвидации ЧС в Концерне — это скоординированная и взаимоувязанная система, работающая круглосуточно, получающая информацию с АЭС в реальном режиме времени. В Кризисном центре ведется круглосуточный мониторинг основных технологических, радиационных, экологических и противопожарных параметров, которые также передаются в Центры технической поддержки, создавая тем самым единое информационное пространство для всех участников аварийного реагирования. Существующая в Концерне система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и аварийного реагирования соответствует всем требованиям, предъявляемым к участникам Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, является одним из самых совершенных ее звеньев и соответствует передовому мировому уровню.

Культура безопасности

Культура безопасности — фундаментальный принцип управления безопасностью АЭС.

Деятельность Концерна в области культуры безопасности направлена на формирование высокого уровня приверженности безопасности у персонала Концерна и АС.

Высокий уровень приверженности безопасности проявляется в непрерывном совершенствовании деятельности, влияющей на безопасность, в осознании работниками своей ответственности в области безопасности и самоконтроле при выполнении всех работ, что в итоге гарантирует устойчивый высокий уровень безопасности АС.

В Концерне разработан и введен в действие приказом «Порядок организации работ по формированию и поддержанию культуры безопасности в ОАО «Концерн Росэнергоатом», устанавливающий распределение функций по формированию и поддержанию культуры безопасности в организации.

Для доведения до персонала политики руководства по обеспечению безопасной и надежной эксплуатации АЭС используются СМИ, плакаты, заставки на экранах ПК, организованы интернет-приемные руководства эксплуатирующих организаций, проводятся дни информирования. Вопросы, связанные с обеспечением безопасности, обсуждаются с персоналом АЭС при посещении АЭС руководством Концерна и при проведении видеоселекторных и выездных совещаний руководства Концерна.

На всех АЭС проводится систематическая работа по оценке достигнутого уровня культуры безопасности и формированию у персонала приверженности принципам культуры безопасности. Разработаны учебно-методические материалы по культуре безопасности. В тематические планы программ подготовки на должность и программ поддержания квалификации персонала включается раздел «Культура безопасности». Организовано обучение на площадках АЭС специалистов по теме «Психологические аспекты культуры безопасности».

Уровни приверженности культуре безопасности

  • Приверженность
    на политическом уровне
  • Приверженность на уровне
    руководителей
  • Приверженность
    на индивидуальном уровне
  • Заявление о политике в области безопасности
  • Структура управления
  • Ресурсы
  • Саморегулирование
  • Определение ответственности
  • Определение и контроль практики выполнения работ
  • Квалификация и подготовка персонала
  • Поощрения и наказания
  • Ревизии, аналитические обзоры и сравнения
  • Критическая позиция
  • Строго регламентированный и взвешенный подход
  • Коммуникативность

Для использования и применения в практической повседневной деятельности персонала АЭС разработаны брошюры «Культура безопасности» и «Человеческий фактор». Разработаны и оформлены памятки «Культура безопасности», предназначенные для лучшего понимания основ и принципов культуры безопасности, а также для понимания важности роли человеческого фактора в вопросах обеспечения безопасности. Для проведения обучения с большей эффективностью и предотвращения ошибочных действий персонала, разработан и направлен на АЭС учебный видеофильм по теме «Самоконтроль как метод предотвращения ошибок персонала».

Радиационное воздействие на персонал и население. Радиационный контроль

На современном этапе широкого строительства атомных станций важной задачей является обеспечение радиационной безопасности персонала АЭС и населения в районах их расположения, а также предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды сверх допустимых уровней, регламентируемых нормами радиационной безопасности.

Получение информации о радиационной обстановке на АЭС, в окружающей среде и об уровнях облучения людей осуществляется посредством радиационного контроля. Для эффективного систематического и непрерывного контроля целостности защитных барьеров проектом АЭС предусмотрена система радиационного контроля (СРК).

Система радиационного контроля атомной станции включает автоматизированные информационно-измерительные аппаратурные комплексы и оборудование, обеспечивающее их функционирование. Система обеспечивает получение и обработку информации о контролируемых параметрах, характеризующих радиационное состояние в зоне контролируемого доступа АЭС, на промплощадке, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения при всех режимах работы АЭС, включая проектные и запроектные аварии, а также состояние АЭС при выводе энергоблоков из эксплуатации.

Радиационный контроль на атомных станциях осуществляют службы радиационного контроля АЭС, аккредитованные в соответствии с требованиями Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Организация радиационного контроля (объем, периодичность, точки контроля, исполнители, учет результатов) на АЭС определена соответствующими регламентами, согласованными региональными управлениями ФМБА России. Кроме того, региональными управлениями ФМБА России проводится независимый выборочный радиационный контроль объектов окружающей среды и продуктов питания местного производства.

Исходя из принципов обеспечения радиационной безопасности, принятых мировым сообществом, ОАО «Концерн Росэнергоатом» последовательно проводит политику по внедрению и реализации на атомных станциях методологии оптимизации радиационной защиты, заключающейся в поддержании на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц.

Во исполнение требований нормативных документов на АЭС Концерна ведется:

Информация о дозах облучения фиксируется в карточках учета индивидуальных доз облучения персонала, а также в электронных базах данных автоматизированной системы индивидуального дозиметрического контроля (АСИДК), созданной в ОАО «Концерн Росэнергоатом».

Радиационный контроль окружающей среды в районах расположения проводится в соответствии с регламентами радиационного контроля с учетом типа реакторных установок и особенностей районов их расположения. Результаты представляются в радиационно-гигиенических паспортах организаций и в ежегодных отчетах о радиационной обстановке в районах расположения АЭС. Радиационный контроль предназначен для подтверждения отсутствия радиационного воздействия АЭС на население и окружающую среду, посредством осуществления контроля и оперативного анализа изменения состояния радиационной обстановки в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения АЭС.

В целях обеспечения непрерывного контроля мощности дозы в районах расположения АЭС вокруг каждой АЭС создана и функционирует автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО), являющаяся функциональной подсистемой Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории РФ. Основным ее назначением являются контроль радиационной обстановки на территории санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения АЭС и информационно-аналитическая поддержка противоаварийных структур, руководства АЭС, органов управления и государственной власти различного уровня в случае аварии на АЭС. АСКРО всех АЭС России по каналам передачи информации объединены в отраслевую подсистему с центральным пультом контроля в Кризисном центре Концерна, откуда данные передаются в отраслевую систему Госкорпорации «Росатом».

Кольская АЭС

Скользящие (за три года) коллективные дозы облучения на АЭС по типам реакторных установок (чел. Зв/блок)

Коллективные дозы облучения на АЭС в 2013-2014 годах, чел. Зв/блок

В населенных пунктах зоны наблюдения АЭС посты АСКРО оснащены информационными табло, отображающими информацию о мощности дозы в месте расположения. Информация о радиационной обстановке доступна также на интернет-сайте Концерна и по адресу: http://www.russianatom.ru, как в режиме реального времени, так и в архивированном виде за предшествующие периоды времени.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 № 639 «О государственном мониторинге радиационной обстановки на территории Российской Федерации» предусмотрена организация и ведение единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки с учетом работ, выполненных по созданию АСКРО АЭС России.

В результате целенаправленной работы по реализации комплекса организационных и технических мероприятий на АЭС продолжается процесс снижения доз облучения персонала.

За период с 1995 по 2014 год значение коллективной дозы облучения снижено более чем в 3 раза. Основные пределы доз облучения персонала АЭС в 2014 году не превышены.

Выбросы инертных радиоактивных газов, в процентах допустимых выбросов

В 2014 году выполнен комплекс работ по оценке индивидуального радиационного риска персонала и разработке методов управления радиационными рисками. Проведена работа по оценке коэффициентов индивидуального радиационного риска персонала АЭС, на основе оценок которых разработан программный модуль автоматизированного рабочего места расчета индивидуального радиационного риска (АРМИР АЭС версия 6.1). Он позволяет формировать решения в области управления радиационными рисками на основе исходных данных, присущих персоналу отечественных АЭС. В 2014 году также выполнены работы по совершенствованию контроля доз внутреннего облучения персонала.

В 2014 году Концерном проведены мероприятия по установлению нормативов предельно допустимых выбросов и допустимых сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».

В 2014 году не было случаев несанкционированного поступления радионуклидов в окружающую среду. Как и в предыдущие годы, фактические газоаэрозольные выбросы и жидкие сбросы были значительно ниже установленных Ростехнадзором нормативов.

На рисунке приведены выбросы ИРГ в процентном отношении к нормативам допустимых выбросов. В 2014 году для АЭС были установлены новые (для отдельных АЭС) более жесткие нормативы допустимых выбросов. Кроме того, в 2014 году был изменен порядок учета выбросов, заключающийся в предположении присутствия радиоактивных веществ в выбросах (даже если они не обнаруживаются существующими приборами и методами) на уровне 0,5 нижнего предела измерения, т.е. оценка стала более консервативной.

Калининская АЭС

Анализ данных по выбросам и сбросам АЭС подтверждает факт стабильного и надежного уровня эксплуатации энергоблоков АЭС, а также эффективность созданных защитных барьеров на пути распространения радиоактивных веществ.

Систематические измерения концентрации радиоактивных веществ в атмосферном воздухе, в водоемах-охладителях, измерения активности почвы и растительности, продуктов питания в контрольных точках, расположенных на расстоянии до 50 км от АЭС, подтверждают отсутствие обнаруживаемого влияния работы АЭС на состояние объектов внешней среды.

Обеспечение нераспространения ядерных материалов

Режим нераспространения ядерных материалов обеспечивает система государственного учета и контроля ядерных материалов Концерна, функционирование которой осуществляется в полном соответствии с требованиями международных и российских нормативных актов и находится под контролем Госкорпорации «Росатом» и Ростехнадзора.

Система включает в себя комплекс организационных мероприятий, нормативно-методических документов и технических средств, обеспечивающих учет и контроль, выявление и фиксирование потерь, предотвращение несанкционированных операций с ядерным топливом на всех этапах обращения с ним на АЭС, начиная с получения свежего ядерного топлива и заканчивая отправкой ОЯТ за пределы АЭС. В основе системы лежит своевременная регистрация каждого получения, перемещения или отправления ядерного топлива, а также изменений количества ядер ных материалов в ядерном топливе в результате его использования в реакторе. Все эти операции регистрируются в эксплуатационных и учетных документах АЭС и являются основой для формирования отчетов в систему государственного учета и контроля ядерных материалов и Госкорпорацию «Росатом».

Для выполнения учета и контроля ядерного топлива в местах хранения и использования тепловыделяющих сборок (ТВС) ежегодно проводится физическая инвентаризация ядерных материалов. За все время эксплуатации АЭС Концерна не было случаев утраты или хищения ядерных материалов.

Обращение с РАО и ОЯТ

Основным направлением в обращении с радиоактивными отходами (РАО) является дальнейшее снижение образования первичных РАО и перевод их в кондиционированное состояние, безопасное для временного хранения на АЭС.

Концерн оснащает АЭС комплексами установок по переработке РАО, реконструирует существующие и создает на территориях АЭС новые хранилища РАО, обеспечивающие экологическую безопасность АЭС в течение всего периода их эксплуатации. Вся работа по извлечению, переработке и кондиционированию накопленных и поступающих РАО на АЭС осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

На АЭС применяются следующие методы переработки и кондиционирования РАО: глубокое упаривание, цементирование, ионоселективная очистка, сжигание, прессование, плавление, фрагментация. В 2014 году за счет средств Концерна введен в промышленную эксплуатацию комплекс контейнерного хранения и разделки ОТВС ХОЯТ Ленинградской АЭС, достигнуты критерии работы комплекса контейнерного хранения и разделки ОТВС ХОЯТ Курской АЭС в режиме промышленной эксплуатации.

С площадок АЭС удалено 1 957 т металлических отходов, загрязненных радиоактивными веществами (Балаковская, Белоярская, Калининская, Кольская, Нововоронежская, Курская, Ленинградская, Смоленская АЭС). Завершена первичная регистрация РАО, образовавшихся до 15.01.2011 (Калининская, Курская, Ленинградская, Ростовская АЭС). Введена в промышленную эксплуатацию первая очередь комплекса переработки РАО Ленинградской АЭС.

Мероприятия по выводу из эксплуатации энергоблоков АЭС

Вывод из эксплуатации энергоблоков АЭС после выработки проектного срока службы — естественный и необходимый этап их жизненного цикла. Выполнение работ в 2014 году осуществлялось в соответствии с программами мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации АЭС, утвержденными Госкорпорацией «Росатом», а также в рамках ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года».

В 2014 году получены изменения в условия действия лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию энергоблоков № 1 и № 2 Белоярской АЭС для проведения следующих работ: ликвидация здания газгольдерной локализации аварий, разбор юго-западного пристроя ХСО-1, демонтаж оборудования, трубопроводов и арматуры машинного зала и др.

Разработаны Программы проведения комплексного обследования энергоблоков № 1 и № 2 Ленинградской АЭС, № 3 Нововоронежской АЭС. Актуализированы программы вывода из эксплуатации блоков №№ 1,2 Курской АЭС. Осуществлен демонтаж оборудования и вывоз с территории блоков № 1,2 Белоярской АЭС 250 т металлических низкоактивных РАО. Обеспечен ввод в опытную эксплуатацию комплекса плазменной переработки РАО на энергоблоках №№ 1, 2 Нововоронежской АЭС. Выполнены необходимые регламентные работы, обеспечивающие безопасное состояние блоков №№ 1, 2 Белоярской и Нововоронежской АЭС.