generating records annual report 2014

Situation in Electric Power Industry

Rosenergoatom Concern OJSC is one of the largest companies of the electric power industry in the world and the only organization in Russia mainly acting as an operator of nuclear power plants.

ELECTRIC POWER AND CAPACITY MARKET

After 2014 the installed capacity of electric power plants of the Unified Energy System (UES) of Russia has increased by 2.6% and amounted to 232.45 GW as of January 1, 2015.

The total installed capacity of the Concern’s nuclear power plants is 25.2 GW which made 10.86% of the total capacity of the UES of Russia in 2014.
New capacity introduced at electric power plants of the UES of Russia in 2014 takin into account electric power plants of industrial facilities, totaled 7,296.31 MW. 1,762.6 MW of inefficient and obsolete generating equipment was decommissioned in Russia in 2014 (NPP capacities were not decommissioned in 2014).

On December 27, 2014 the turbo generator of 3rd power unit of the Rostov NPP with the installed capacity of 1,000 MW was synchronized with the energy system. On February 2, 2014 the BN-800 reactor at the power unit No. 4 (under construction) of the Beloyarsk NPP was physically launched. This is a non-serial type of fast breeder reactor with sodium cooling.

In terms of installed capacity of the NPPs and the amount of operating power units the Concern holds the 2nd place in the world among leading global companies operating NPPs (1st place – EDF, France).

In 2014 electricity generation in Russia totaled 1,024.9 bln KWh which is 0.1% more than in 2013. Furthermore has been the Concern’s NPPs generated 180.5 bln KWh which is 4.8% more than the amount of electrical power generated in 2013.

Over many years the Concern has been consistently keeping the leading position among Russian generating companies in terms of installed capacity and power generation.

  1. On December 27, 2014 power unit No. 3 of the Rostov NPP was introduced. The data on generation in 2011-2013 includes 33 power units.
  2. . In March 2012 following the acquisition of Constellation Energy the amount of Exelon’s units increased up to 22 at 13 sites. The data on generation in 2011-2013 includes 17 power units.
  3. In May 2011 4 power units (Nos. 1-4) of the NPP Fukushima Dai-Ichi which were unfi t for use were shut down. In December 2013 power units Nos. 5 and 6 of the NPP Fukushima Dai-Ichi were also shut down.
Top 6 Companies: Number of Reactors, Installed Capacity as of End of 2014, and Electric Power Generation in 2011-2013
Operator company Int’l abbreviation Country Number of power units Number of sites Installed capacity, net MW (e) Installed capacity, gross MW (e) Generation in 2013 GWh (generation) Generation in 2012 GWh (generation) Generation in 2011 GWh (generation)
(as of December 31, 2014)
1. Électricité de France EDF France 58 19 63 130 65 880 405 898,51 407 437,88 423 509,48
2. Rosenergoatom REA Russia 34(33)1 10 23 643 25 242 161 718,08 (supply) 172 217,4 (generation) 166 293,44 (supply) 177 290,4 (generation) 162 018 (supply) 172 681,3 (generation)
3. Korea Hydro and Nuclear
Power
KHNP South Korea 23 6 20 739 21 628 132 465,24 143 549,92 147 763,46
4. Exelon Corporation Exelon USA 22(17)2 13 (10) 17 373 18199 147 422,71 145 175,47 144 998,51
5. NNEGC Energoatom NNEGC Ukraine 15 4 13 107 13 835 78 166,16 84 885,59 84 893,98
6. Tokyo Electric TEPCO Japan 113 3 12 233 12 612 0 3 345,54 42 983,66
The share of NPPs in power generation in the total generation of the UES of Russia
(excluding isolated energy systems) in 2014 was distributed as follows:
Unified Energy System (UES) Total power generation, mln KWh* Power generation by NPP, mln KWh Share of NPP generation, %
Russia 1 024 943,4 180 255,2 17,6
Central UES 239 225,6 94 472,4 39,5
Volga UES 105 035,3 29 819,5 28,4
Northwest UES 102 464,2 35 734,8 34,9
South UES 84 755,5 15 704,9 18,5
Urals UES 259 762,4 4 523,6 1,7

Source: Report of the System Operator on Operating UES in 2014 (http://so-ups.ru).

Download XLS

SALES MARKET AND PRODUCT CONSUMERS

The Concern’s products (electricity and capacity) is sold in the Electrical Power (Capacity) Wholesale Market (ECWM) which is a sphere of circulation of special goods of electric power and capacity within the UES of Russia.

The buyers are sales companies which for the major part have a status of guaranteed suppliers and a number of major consumers (for details see clause 2 of the Register of Entities of Wholesale Market for Electricity (Power)).

The composition and amount of buyers of electricity and power capacity of the Concern are not constant and do not depend on the Concern’s preferences. The amount, composition, and structure of consumers are determined by a commercial operator of the ECWM (Trading System Administrator OJSC) each year during centralized contractual campaign of the ECWM (and in case of introduction of significant amendments to regulations determining the procedure for the ECWM functioning within a calendar year and requiring changes in contractual relations – more than once per year). In order to ensure compliance with the principles of proportionality and fair distribution of contracting agents under the contracts supporting sale of electricity and capacity at regulated prices, the projects pending distribution undergo approval procedure by market participants during preparation for the contractual campaign. During this approval procedure the projects are optimized taking into account the interests of market participants.

Demand for electricity and power capacity supplied by the Concern in the ECWM is generally steady with some deviations due to seasonal changes in electricity consumption and water content conditions with the appropriate change in hydrogeneration in the volume of electricity production on a scale of the Unified Energy System of Russia.

In geographical terms the market covers the area of the unified energy system of Russia and is divided into two pricing zones: the first (the area of Europe and the Ural which includes a number of regions of geographical Siberia, such as Tyumen Oblast and a part of Tomsk Oblast) and the second pricing zone (the most part of Siberia and Trans-Baikal). All NPPs, except for Bilibino, are located in the European part of Russia and belong to the first pricing zone of the wholesale electricity market.

In addition to special regions electricity is bought at regulated prices by guaranteed suppliers throughout Russia in the amount intended for the population. Contracts with other buyers are free, and their prices and scopes are established by participants themselves.

In 2014 the Concern supplied electricity under regulated contracts, to the day-ahead market, to the balancing market, and under free contracts. Power capacity was supplied under regulated contracts, capacity sale contracts executed following competitive selection of price quotes for capacity sale, and capacity sale contracts of new NPP facilities.

- Balancing market

- Regulated contracts

- Day-ahead market

- Free bilateral contracts

Electricity sales in 2014
Power capacity sales in 2014
Day-ahead market supply
Supply under regulated contracts
Supply of power generated by new facilities under sales contracts

Supply under regulated contracts
Supply under sales contracts subject to competitive process
1,069.66 rubles/MWh –weighted average year sales price of NPP electric power in the day-ahead market.

In 2010 1,915 contractswere concluded with consumers of the wholesale market to obtain funds totaling 4.4 tln rubles (excl. VAT) from sales of capacity generated by 8 new NPP units from 2011 to 2038.
In 2014 the capacity corresponding with the volume which had passed competitive selection in 2013 was sold

As of 2015 all the NPP units have passed the competitive selection (taking into account the increased number of unselected capacity following competitive selection in 2014 (15 GW).

In 2014 the sales of electric power totaled 183.046 bln KWh. For regulated activity the sales of electric power totaled
30.427 bln KWh — For all other markets the sales of power totaled
152.618 bln KWh , including:
152.443 bln KWh – to the wholesale market;
0.175 bln KWh – to the retail market.

Payments for electricity and capacity supplied under regulated contracts as well as payments for capacity under contracts on sales of capacity
generated by NPP new facilities were effected at the rates (prices) established by the FTS of Russia for the Concern for 2014.

In 2014 the actual volume of electricity generated by the NPPs amounted to 180.5 bln KWh, with the planned value of 168.3 bln KWh recorded by the FTS of Russia, among which:

DEVELOPMENT OF POWER SALES IN 2014

As a part of comprehensive measures of the Concern’s heat sales concept a pilot project was implemented in 2014 resulting in Beloyarsk nuclear power plant obtaining the status of a unified heat supply organization in the urban district of Zarechny of Sverdlovsk Oblast. The awarding of unified heat supply organization status to the nuclear power plant will make it possible to increase reliability of heat supply to end consumers of thermal energy.

As part of implementation of the strategy of “entry into retail markets of electric power”, in 2014 AtomEnergoSbyt JSC won the competitive process and was awarded the status of the guaranteed supplier in Kursk, Smolensk, Tver, and Murmansk Oblast. Moreover, in order to divide regulated and non-regulated types of activity Atomenergopromsbyt JSC was created. Nuclear industry enterprises and other consumers which had previously received power supply from AtomEnergoSbyt JSC were transferred to the new company for service.

генерируем рекорды годовой отчет 2014

Положение в электроэнергетике

ОАО «Концерн Росэнергоатом» является одним из крупнейших предприятий электроэнергетики в мире и единственной в России организацией, основным видом деятельности которой является выполнение функций эксплуатирующей организации (оператора) атомных станций.

Рынок электроэнергетики и мощности

По итогам 2014 года установленная мощность электростанций ЕЭС России увеличилась на 2,6% и на 1 января 2015 года составила более 232,45 ГВт.

Общая установленная мощность атомных станций Концерна — 25,2 ГВт, что составило в 2014 году 10,86% всей мощности ЕЭС России. Ввод новой мощности в 2014 году на электростанциях ЕЭС России с учетом электростанций промышленных предприятий составил 7 296,31 МВт.
В 2014 году в России выведено из эксплуатации 1 762,6 МВт неэффективного и устаревшего генерирующего оборудования (мощности АЭС в 2014 году из эксплуатации не выводились).

27 декабря 2014 года осуществлена синхронизация турбогенератора третьего блока Ростовской АЭС установленной мощностью 1000 МВт с энергосистемой. 2 февраля 2014 года начался этап физического пуска реактора БН-800 на строящемся энергоблоке № 4 Белоярской АЭС. Это несерийный тип реактора на быстрых нейтронах с натриевым охлаждением.

По установленной мощности АЭС и количеству эксплуатируемых блоков Концерн занимает 2-е место в мире среди ведущих мировых компаний, эксплуатирующих АЭС (1-е место — EDF, Франция).

Выработка электроэнергии в России в 2014 году составила 1 024,9 млрд кВт·ч, что на 0,1% больше, чем в 2013 году. При этом АЭС Концерна выработано 180,5 млрд кВт·ч, что на 4,8 % больше объема электроэнергии, выработанной в 2013 году.

На протяжении многих лет Концерн стабильно занимает лидирующее положение среди российских генерирующих компаний по установленной мощности и выработке электроэнергии.

Позиция концерна
  1. 27 декабря 2014 года введен блок № 3 Ростовской АЭС. Данные по генерации в 2011–2013 годах относятся к 33 блокам.
  2. В марте 2012 года в резуль тате поглощения компании «Констеллейшн Энерджи» чис ло блоков «Экселон» возросло до 22 на 13 площадках. Данны по генерации в 2011–2013 годах относятся к 17 блокам.
  3. В мае 2011 года в статус окончательно остановлен ных перешли 4 аварийных блока АЭС «Фукусима-Дайичи (блоки № 1–4); в декабре 201 года — блоки № 5 и № 6 АЭС «Фукусима-Дайичи».
Топ-6 компаний: число реакторов, установленная мощность на конец 2014 года
Компания-оператор Междунар. сокр. Страна Число блоков Число площадок Уст. мощн. нетто, МВт (э) Уст. мощн. брутто, МВт (э) Генерация в 2013 г., ГВт·ч (отпуск) Генерация в 2012 г., ГВт·ч (отпуск) Генерация в 2011 г., ГВт·ч (отпуск)
(на 31.12.2014)
1. «Электрисите де Франс» EDF Франция 58 19 63 130 65 880 405 898,51 407 437,88 423 509,48
2. Росэнергоатом REA Россия 34(33)1 10 23 643 25 242 161 718,08 (отпуск)
172 217,4 (выработка)
166 293,44 (отпуск)
177 290,4 (выработка)
162 018 (отпуск)
172 681,3 (выработка)
3. «Кориа Хайдро
энд Ньюклеар Пауэр»
KHNP Ю. Корея 23 6 20 739 21 628 132 465,24 143 549,92 147 763,46
4. «Экселон Корпорейшн» Exelon США 22(17)2 13 (10) 17 373 18 199 147 422,71 145 175,47 144 998,51
5. НАЭК «Энергоатом» NNEGC Украина 15 4 13 107 13 835 78 166,16 84 885,59 84 893,98
6. Токийская
электроэнергетическая компания
TEPCO Япония 113 3 12 233 12 612 0 3 345,54 42 983,66
Доля выработки электроэнергии АЭС в общей выработке ЕЭС России
(без учета изолированных энергосистем) в 2014 году
ОЭС Общая выработка электроэнергии,
млн кВт·ч*
Выработка электроэнергии АЭС,
млн кВт·ч
Доля выработки АЭС,
%
Россия 1 024 943,4 180 255,2 17,6
ОЭС Центра 239 225,6 94 472,4 39,5
ОЭС Средней Волги 105 035,3 29 819,5 28,4
ОЭС Северо-Запада 102 464,2 35 734,8 34,9
ОЭС Юга 84 755,5 15 704,9 18,5
ОЭС Урала 259 762,4 4 523,6 1,7

Источник: Отчет Системного оператора о функционировании ЕЭС в 2014 году (http://so-ups.ru).

Скачать XLS
Позиция концерна

Рынок сбыта и потребители продукции

Продукция Концерна (в части электроэнергии и мощности) реализуется на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ) — сфере обращения особых товаров электрической энергии и мощности в рамках ЕЭС России.

Участниками рынка со стороны покупателей являются сбытовые компании, большинство из которых имеет статус гарантирующих поставщиков, и ряд крупных потребителей (подробнее см. п. 2 Реестра субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности)).

Состав и количество покупателей электроэнергии и мощности Концерна не являются постоянными величинами и не зависят от предпочтений Концерна. Число, состав и структура потребителей определяются коммерческим оператором ОРЭМ (ОАО «Администратор торговой системы») ежегодно в ходе централизованной договорной кампании ОРЭМ (а в случае внесения существенных изменений в нормативные акты, определяющие порядок функционирования ОРЭМ в пределах календарного года и требующие изменения договорных отношений, — чаще, чем ежегодно). В целях соблюдения принципов пропорциональности и справедливости распределения контрагентов по договорам, сопровождающим реализацию электроэнергии и мощности по регулируемым ценам, проекты распределения проходят согласование участников рынка в ходе подготовки к договорной кампании. В ходе согласования производится оптимизация проектов с учетом интересов участников рынка.

Спрос на электроэнергию и мощность, поставляемые Концерном на ОРЭМ, является в основном равномерным с некоторыми отклонениями, обусловленными сезонными изменениями потребления электроэнергии и условиями водности с соответствующим изменением доли гидрогенерации в объеме производства электроэнергии в масштабах Единой энергосистемы России.

Географически рынок охватывает территорию единой энергосистемы России и разделяется на две ценовые зоны: первую (зона Европы и Урала, в которую включен ряд районов географической Сибири, таких как Тюменская и часть Томской области) и вторую ценовую зону (большая часть Сибири и Забайкалья). Все АЭС, за исключением Билибинской, расположены в европейской части России и относятся к первой ценовой зоне оптового энергорынка.

Помимо особых регионов, по регулируемым ценам электроэнергию покупают гарантирующие поставщики по всей стране — в тех объемах, которые предназначены для населения. Договоры с другими покупателями — свободные, их цены и объемы устанавливаются самими участниками.

В 2014 году Концерн осуществлял поставку электрической энергии по регулируемым договорам, на рынок на сутки вперед, на балансирующий рынок и по свободным договорам.

- Балансирующий рынок

- Регулируемые договоры

- Рынок на сутки вперед

- Свободные двухсторонние договоры

Реализация электроэнергии
в 2014 году
Реализация мощности
в 2014 году
Поставка на рынок
на сутки вперед (РСВ)
Поставка по регулируе-
мым договорам
Поставка по договорам
КП мощности новых
объектов (ДПМ)
Поставка по регулируемым
договорам
Поставка по договорам
КП по конкурентному
отбору

1069,66 руб./МВт — средне- взвешенная среднегодовая цена продажи электрической энергии АЭС на рынке на сутки вперед

В 2010 году заключено 1915 договоров с потребителями оптового рынка на получение средств на сумму около 4,4 трлн руб. (без НДС) от продажи мощности 8 новых энергоблоков АЭС с 2011 до 2038 года.
В 2014 году реализована мощность, соответствующая объему, прошедшему в 2013 году конкурентный отбор.

На 2015 год отбор прошли все энергоблоки АЭС (с учетом увеличившегося количества неотобранных мощностей по итогам конкурентного отбора в 2014 году (15 ГВт)).
183,046 млрд кВт·ч — реализация э/э в 2014 г.
30,427 млрд кВт.ч — реализация э/э по регулируемой деятельности
152,618 млрд кВт·ч — реализация э/э по всем остальным рынкам, из них:
152,443 млрд кВт·ч — на оптовый рынок
0,175 млрд кВт·ч — на розничный рынок
Оплата электрической энергии и мощности, поставленных по регулируемым договорам, а также оплата мощности по договорам купли-продажи мощности новых объектов АЭС производились по тарифам (ценам), установленным ФСТ России для Концерна на 2014 год.

Поставка мощности осуществлялась по регулируемым договорам, договорам купли-продажи мощности, заключенным по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на продажу мощности, и договорам купли-продажи мощности новых объектов атомных электростанций.

В 2014 году фактический объем выработки электрической энергии АЭС в составил 180,5 млрд кВт·ч, при плановом объеме, зафиксированном ФСТ России, 168,3 млрд кВт·ч, из них:

Развитие энергосбытовой деятельности В 2014 году

В 2014 году в рамках выполнения комплексных мероприятий концепции развития теплосбытовой деятельности Концерна был реализован пилотный проект по получению Белоярской атомной станцией статуса единой теплоснабжающей организации в Городском округе Заречный Свердловской области. Присвоение атомной станции статуса единой теплоснабжающей организации позволит повысить надежность теплоснабжения конечных потребителей тепловой энергии.

В рамках реализации стратегии «выхода на розничные рынки электроэнергии» в 2014 году АО «АтомЭнергоСбыт» выиграло конкурс и получило статус гарантирующего поставщика на территории Курской, Смоленской, Тверской и Мурманской областей. Также в целях разделения регулируемого и нерегулируемого видов деятельности создано АО «Атомэнергопромсбыт», которому были переданы на обслуживание предприятия атомной отрасли и прочие потребители, находившиеся ранее на энергоснабжении в АО «АтомЭнергоСбыт».